БИЗНЕС-ТРЕНДЫ

Перспективы Банка Уралсиб на столичном рынке

О потенциале для развития и ключевых направлениях работы бизнеса Уралсиба в Москве и Московской области — руководитель макрорегиона Запад Банка Уралсиб Ренат Сейфетдинов.

Фото: Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney
Ренат Сейфетдинов
Ренат, можно ли говорить о какой-то особой специфике столицы с точки зрения структуры клиентской аудитории, ее предпочтений? Есть ли здесь заметные отличия от работы в других регионах?

Главное отличие состоит в том, что клиенты банка в Москве и Московской области моложе: средний возраст аудитории здесь ниже, чем в целом по стране. Они более продвинуты с точки зрения диджитализации, больше времени проводят в гаджетах. Поэтому в столице доля проникновения ДБО выше и покупка банковских услуг чаще происходит удаленно. Конечно, доля дистанционного обслуживания в Уралсибе в последние годы везде растет, как и во всем банковском секторе, но если говорить о Москве, то здесь рост оказывается более значительным. А потому в столице мы можем обслуживать гораздо больше клиентов дистанционно.

Что касается физической сети банка в столице и области, то, пройдя ряд итераций по оптимизации отделений, мы выбрали для себя оптимальную географию их размещения. При этом нужно отметить, что примерно половина офисов Московского региона находится на территории области. И это, наверное, основное отличие столичной агломерации от Северо-Западного региона, который я возглавлял в Уралсибе ранее. Подмосковные города обладают большим потенциалом, здесь физическое присутствие важно. А если брать СЗФО, то в Ленинградской области у нас не было ни одного офиса, только в Санкт­Петербурге.

Но в силу своего потенциала московский банковский рынок уже давно насыщен, здесь присутствуют все федеральные игроки. Есть ли у Уралсиба какая-то своя ниша, свои конкурентные преимущества, возможно, резервы для роста?

Да, конкуренция в столице очень высока. И, наверное, в этом Москва похожа на Санкт­Петербург: во втором по размеру городе страны также представлены все крупнейшие банки и конкуренция серьезная. В то же время доля рынка в столице у Уралсиба не самая высокая по сравнению с другими регионами. А значит, у нас есть возможности для наращивания доли рынка.

Резервы для роста есть. В такой жесткой конкурентной среде одна из основных задач банка — рост компетенций сотрудников, развитие управленческих навыков у младшего и среднего менеджерского состава. За счет этого можно не только увеличивать вовлеченность сотрудников в работу, но и уменьшить текучесть кадров, что непросто из-за высокого спроса на рынке труда. Все это в итоге должно привести к укреплению наших позиций.

Если говорить о нишевой направленности банка именно в Московском регионе, то ее нет, поскольку Уралсиб никогда не концентрировался на мононаправлениях. Но есть направления, где мы себя чувствуем сильнее других игроков. И здесь бы я в первую очередь выделил премиальный бизнес, где у Уралсиба есть уникальная продуктовая линейка и очень сильная команда в Москве. Второе сильное направление нашего банка в регионе — зарплатные проекты. И третье — автокредитование.

А если говорить о рознице в целом, каким еще продуктам и услугам уделяется особое внимание?

Вообще, нашим локомотивом в банке уже долгое время являются все направления кредитования, будь то кредиты наличными, автокредиты, кредитные карты или ипотека. Также в последний год (и, наверное, это будет главная тенденция 2024 года) мы наблюдаем всплеск спроса на накопительные и сберегательные продукты. Здесь нам есть что предложить с точки зрения выгодности ставок. Как результат, в этом году мы отмечаем значительный рост пассивной базы. Кроме того, что мы прирастаем в количестве клиентов, мы еще сильнее прирастаем в объемах размещаемых средств. Хотя мы не предлагаем завышенную доходность по крупным депозитам и не перекупаем клиентов из других банков. Это говорит о том, что клиенты в целом нам доверяют и все чаще размещают у нас значительные средства.
От массового до премиального
Для массовой розницы в Москве и области Уралсиб постоянно разрабатывает выгодные акционные механики. Других клиентов привлекает комплексным обслуживанием: у Уралсиба, как универсального банка, здесь хороший потенциал. Корпоративная база в Москве очень большая, и в ближайшие годы она будет активно расти за счет развития малого и среднего бизнеса. Владельцам компаний Уралсиб предлагает премиальное обслуживание или услуги Частного банка, а сотрудникам их организаций — зарплатные проекты.
Какие направления бизнеса Банка Уралсиб вы считаете перспективными для столицы и почему?

В первую очередь это премиум, и понятно почему: количество потенциально богатых клиентов в Москве гораздо выше, чем в других регионах. Выше также и средний чек.

Второе — автокредитование. Какой бы разветвленной ни была наша сеть офисов, нам тяжело соперничать с крупнейшими банками в части дистрибуции в регионе. Но в автокредитовании продажи идут через сеть дилеров и автосалонов. А потому, имея отличную продуктовую линейку и умение эффективно настраивать взаимоотношения с партнерами, мы можем занять лидирующие позиции на рынке. На этом мы сконцентрировались в текущем году и будем двигаться в следующем.

Ну и третье направление — это зарплатные проекты. Я вижу здесь большой потенциал в первую очередь в сфере обслуживания коммерческих предприятий. В Санкт-Петербурге нашей команде удалось с успехом внедрить зарплатное направление в коммерции, и в столичном регионе такие возможности есть. У банка очень конкурентные условия, а может, даже одно из лучших предложений на рынке. В бюджетной сфере в Москве двигаться сложнее, но по коммерческому сегменту точно сможем «выстрелить».

Вы сказали про премиальный клиентский сегмент, но в столичном регионе предложение для него уже велико. Что вы можете предложить особенного для данной категории?

К лету 2024 года мы уже добились рекордных показателей по количеству премиальных клиентов в Москве и хотим развиваться дальше. Что мы делаем для того, чтобы стать успешнее?

Во-первых, у нас очень высококонкурентная линейка. На уровне премиального департамента головного офиса и на уровне сотрудников премиальной сети мы формируем лучшие условия как по банковским продуктам, так и по нефинансовым сервисам.

Также у нас есть фокус на высокий уровень подготовки премиальных менеджеров, очень много в них вкладываемся с точки зрения развития компетенций и финансовых знаний. Скажу больше: работая со своей командой премиальных менеджеров, мы доводим их знания и компетенции до эталонных. Такие менеджеры могут полностью вести клиента, в зависимости от его профиля, по всем наиболее подходящим и нужным для него услугам, которые предоставляет или сам банк, или наши партнеры.

И, естественно, в высококонкурентной среде очень важна доступность обслуживания. Почти в каждом столичном и в большей части подмосковных офисов есть свой премиальный менеджер. А в ряде офисов спрос на премиальные услуги настолько высок, что мы привлекаем несколько сотрудников.

В частности, в отделениях «Новые Черемушки», «Фрунзенский» и новом офисе «Маяковский» у нас работают по два-три менеджера сразу, плюс есть менеджеры счета — так называемые ассистенты, которые помогают в операционном сопровождении клиентов. А еще любой наш премиальный пользователь, зайдя в приложение, видит контакты персонального менеджера, его рабочий телефон и может обратиться к нему практически в любое время.
работая со своей командой премиальных менеджеров, мы доводим их знания и компетенции до эталонных. Такие менеджеры могут полностью вести клиента, в зависимости от его профиля, по всем наиболее подходящим и нужным для него услугам
А в городах Подмосковья банк развивает данный сегмент?

Да, в нескольких локациях, в том числе в Химках и Одинцове, где очень высокий спрос на премиальные услуги. Кроме того, у нас очень хорошая доля премиальных клиентов обслуживаются в городе Жуковском.

Как банк предпочитает действовать в столичном регионе: экстенсивно, наращивая клиентскую базу, или интенсивно, увеличивая количество продуктов на действующего клиента?

За последние годы банк уже достиг высоких показателей по количеству услуг на существующую базу. И здесь нужно отдать должное CRM‑продвижению и интеграции с искусственным интеллектом, которые позволяют подобрать конкретному человеку наиболее выгодные и интересные именно ему продукты. Эти предложения доносятся до клиента либо в онлайн­банкинге, либо через сотрудника фронт-линии в офисе.

Так что, если говорить об интенсивном наращивании, то мы уже во многом достигли бенчмарка и входим в число лидеров рынка. Если говорить об экстенсивном росте, то, конечно, в наши задачи входит рост клиентской базы как в высокодоходном сегменте, так и в массмаркете. Для этого у нас есть все: широкая линейка продуктов и услуг, подготовленный персонал и органическая сеть офисов.

Что касается последней, то практически все офисы в Москве за последний год-полтора получили новые, более интересные локации. Мы вышли на ведущие стрит­ретейловые позиции, которые очень удобны и с точки зрения логистики, и с точки зрения высокой проходимости. В этих офисах есть современные и удобные зоны обслуживания, комфортные зоны ожидания, и все помещения теперь оформлены в новом фирменном стиле Уралсиба. Все это создает особую атмосферу для посетителей, которые уже являются нашими клиентами, или тех, кто может ими стать.
  • 65%
    составляет доля привлечения клиентов
    через digital­каналы в московском регионе
Какие каналы привлечения клиентов для Банка Уралсиб более перспективны: все-таки традиционные или дистанционные?

Не открою секрета, если скажу, что с началом пандемии роль дистанционного канала привлечения клиентов сильно выросла. Конечно, Уралсиб развивал ДБО и ранее, но за последние два-три года мы проделали поистине революционный путь и в части развития приложений, и в части доработки ИТ‑сервисов, и в части докрутки интерфейса и навигации.
Сегодня доля клиентов из массового сегмента, использующих digital-каналы, в Московском регионе очень высока. Но при этом и классическая сеть тоже продолжает играть большую роль с точки зрения привлечения. Поэтому мы обоим каналам уделяем внимание и работаем над их развитием.

Первое, что нужно отметить, — это переезд практически всех столичных отделений, о чем я говорил выше. Многие офисы переместились на первую линию около метро, в места с высокой доступностью, за счет чего можем привлекать новичков, до которых не дотянемся через digital­каналы. Это приверженцы как раз традиционных каналов общения с банком.

Но если раньше физическая сеть в основном привлекала граждан со сберегательной моделью поведения, которым важны условия размещения средств, то теперь мы стали более заметны и тем, кто пользуется кредитными продуктами. Для таких клиентов удобство расположения и возможность быстро добраться от точки до точки Москвы также имеет значение.

Вы сказали, что digital-каналы преобладают во взаимодействии с клиентом в Московском регионе. Можете назвать точное соотношение этого канала к традиционному в привлечении?

С моей экспертной точки зрения, это соотношение 65 на 35%.
Сегодня доля клиентов из массового сегмента, использующих digital-каналы, в Московском регионе очень высока. Но и классическая сеть продолжает играть большую роль, Поэтому мы уделяем внимание обоим каналам и работаем над их развитием
Какие планы и задачи развития бизнеса в столичном регионе банк ставит перед собой на ближайшие несколько лет?

В ближайшие полтора-два года мы планируем удвоить базу зарплатных клиентов, такая цель стоит перед нашим подразделением.

Вторая цель — рост количества премиальных клиентов. Для этого у нас есть вся инфра­структура, отличная продуктовая линейка и высокий уровень сервиса, который ценят наши клиенты. Думаю, мы сможем нарастить долю рынка в этом направлении, в том числе за счет привлечения клиентов других банков из топ‑5, поскольку наше предложение выгоднее и интереснее для премиалов, чем предложения конкурентов.

Что касается классического банкинга в целом, то мы никогда не гонимся за долей рынка за счет доходности. И не ставим таких задач, если не понимаем математику нашей выгоды. Наверное, единственное направление, где я хотел бы мерить успех в том числе и долей рынка, — автокредитование, потому что в СЗФО мы в свое время входили в тройку лидеров в этом сегменте.

В Москве рынок автокредитования сильно больше, чем в Санкт­Петербурге. И если нам удастся найти правильное соотношение между долей рынка и сохранением маржи, то поставим задачу войти в пятерку топов по автокредитам.

В остальных же направлениях наша цель — гармоничный рост как клиентской базы, так и портфельных показателей. Физическую сеть наращивать существенно мы не планируем. Но думаем о запуске собственной системы доставки карт, сейчас этот проект находится в пилотном режиме. Партнерскую доставку карт клиентам мы используем по максимуму, и нам ее мощностей уже не хватает.
Фото: Изображение сгенерировано с помощью нейросети Midjourney
Вы не планируете наращивать физическую сеть только в Москве или во всем Московском регионе?

В Москве точно нет такой цели, здесь у нас отличная дистрибуция, банк представлен во всех районах мегаполиса. Но в Подмосковье возможность открытия новых офисов рассматривается в тех городах, где это необходимо для обслуживания в первую очередь зарплатных клиентов.

Так, например, сейчас мы ведем переговоры с крупным подмосковным клиентом, под которого рассматриваем возможность открытия точки в городе. Офис будет доступен для всех жителей, так как расположится не на закрытой территории, но при этом мы можем сразу получить хорошую проходимость и высокий чек за счет сотрудников данной организации.

Практика расширения сети за счет открытия точек рядом с крупными предприятиями получит продолжение?

Для нас этот кейс пока пилотный, и финального решения по нему еще нет. Сама идея открытия офиса в новом для нас городе родилась органически, мы специально такую тактику не избирали. Уралсиб ранее не шел в новые населенные пункты ради того, чтобы заинтересовать местные предприятия или администрацию. Стратегия состояла и состоит в усилении позиций там, где банк уже присутствует, за счет заключения новых договоров.

В отличие от Москвы, где конкуренция за счет бюджетников высока, в Подмосковье мы можем наращивать корпоративную базу в бюджете. Сейчас, например, ведем переговоры с администрациями Жуковского и Дубны, чтобы привлечь в банк новых клиентов из числа муниципальных предприятий.

Помимо Дубны и Жуковского, где еще планируется расширение присутствия банка?

В Серпухове и Одинцове. Для дальнейшей экспансии директорам подмосковных офисов необходимо усиливать компетенции в области GR, и мы над этим уже работаем. Также наращиваем команду сотрудников по зарплат­ным проектам, привлекаем коллег из других банков. Приоткрою планы: в III квартале мы должны разработать план мероприятий по привлечению на обслуживание новых клиентов из числа предприятий и организаций Подмосковья, а к его реализации приступим уже с IV квартала этого года.

Читайте также