Ренат, можно ли говорить о какой-то особой специфике столицы с точки зрения структуры клиентской аудитории, ее предпочтений? Есть ли здесь заметные отличия от работы в других регионах?
Главное отличие состоит в том, что клиенты банка в Москве и Московской области моложе: средний возраст аудитории здесь ниже, чем в целом по стране. Они более продвинуты с точки зрения диджитализации, больше времени проводят в гаджетах. Поэтому в столице доля проникновения ДБО выше и покупка банковских услуг чаще происходит удаленно. Конечно, доля дистанционного обслуживания в Уралсибе в последние годы везде растет, как и во всем банковском секторе, но если говорить о Москве, то здесь рост оказывается более значительным. А потому в столице мы можем обслуживать гораздо больше клиентов дистанционно.
Что касается физической сети банка в столице и области, то, пройдя ряд итераций по оптимизации отделений, мы выбрали для себя оптимальную географию их размещения. При этом нужно отметить, что примерно половина офисов Московского региона находится на территории области. И это, наверное, основное отличие столичной агломерации от Северо-Западного региона, который я возглавлял в Уралсибе ранее. Подмосковные города обладают большим потенциалом, здесь физическое присутствие важно. А если брать СЗФО, то в Ленинградской области у нас не было ни одного офиса, только в СанктПетербурге.
Но в силу своего потенциала московский банковский рынок уже давно насыщен, здесь присутствуют все федеральные игроки. Есть ли у Уралсиба какая-то своя ниша, свои конкурентные преимущества, возможно, резервы для роста?
Да, конкуренция в столице очень высока. И, наверное, в этом Москва похожа на СанктПетербург: во втором по размеру городе страны также представлены все крупнейшие банки и конкуренция серьезная. В то же время доля рынка в столице у Уралсиба не самая высокая по сравнению с другими регионами. А значит, у нас есть возможности для наращивания доли рынка.
Резервы для роста есть. В такой жесткой конкурентной среде одна из основных задач банка — рост компетенций сотрудников, развитие управленческих навыков у младшего и среднего менеджерского состава. За счет этого можно не только увеличивать вовлеченность сотрудников в работу, но и уменьшить текучесть кадров, что непросто из-за высокого спроса на рынке труда. Все это в итоге должно привести к укреплению наших позиций.
Если говорить о нишевой направленности банка именно в Московском регионе, то ее нет, поскольку Уралсиб никогда не концентрировался на мононаправлениях. Но есть направления, где мы себя чувствуем сильнее других игроков. И здесь бы я в первую очередь выделил премиальный бизнес, где у Уралсиба есть уникальная продуктовая линейка и очень сильная команда в Москве. Второе сильное направление нашего банка в регионе — зарплатные проекты. И третье — автокредитование.
А если говорить о рознице в целом, каким еще продуктам и услугам уделяется особое внимание?
Вообще, нашим локомотивом в банке уже долгое время являются все направления кредитования, будь то кредиты наличными, автокредиты, кредитные карты или ипотека. Также в последний год (и, наверное, это будет главная тенденция 2024 года) мы наблюдаем всплеск спроса на накопительные и сберегательные продукты. Здесь нам есть что предложить с точки зрения выгодности ставок. Как результат, в этом году мы отмечаем значительный рост пассивной базы. Кроме того, что мы прирастаем в количестве клиентов, мы еще сильнее прирастаем в объемах размещаемых средств. Хотя мы не предлагаем завышенную доходность по крупным депозитам и не перекупаем клиентов из других банков. Это говорит о том, что клиенты в целом нам доверяют и все чаще размещают у нас значительные средства.