БИЗНЕС-ТРЕНДЫ

Розничный банкинг в новых условиях

Заместитель Председателя Правления Банка Уралсиб Станислав Тывес — о снижении рентабельности розничного бизнеса, путях решения проблем и новых возможностях.
Фото: SHUTTERSTOCK/FOTODOM
Станислав Тывес
О рентабельности кредитов
В течение всего прошлого и начале текущего года Банк России последовательно ужесточал требования к потребительскому кредитованию в целях охлаждения этого рынка. Были введены макропруденциальные лимиты с установлением максимальной доли высокорисковых кредитов в общем объеме потребкредитов за квартал, несколько раз повышались надбавки к коэффициентам риска по необеспеченным потребительским кредитам, а также по ипотеке, ужесточены условия по субсидиям в рамках льготных ипотечных программ.

На этом фоне рентабельность розничных кредитов, которые являлись главным генератором банковских доходов в последние годы, существенно сократилась. Кредитные организации были вынуждены поднимать процентные ставки даже выше того, что требовалось с учетом повышенной ключевой ставки.

Все это органически охладило спрос: в IV квартале 2023 года сокращение рынка кредитов наличными было достаточно динамичным. По данным Frank RG, в ноябре 2023 года их выдачи снизились на 10,5% по отношению к октябрю того же года. Причем это было зафиксировано во всех сегментах кредитования. А в первые два месяца 2024 года аналитиками Frank RG в сегменте кредитов наличными зафиксирован нулевой прирост: российские банки в совокупности выдали 880 млрд руб., как и в январе — феврале 2023-го. На моей памяти ситуация, когда кредиты наличными не росли в сравнении год к году, наблюдалась только во времена кризисов конца нулевых и 2015 года.

В ипотеке выдано кредитов на 605 млрд руб. — минус 14% год к году, а относительно конца 2023 года объемы выдач сократились на 60%, и дело тут далеко не только в сезонности. Ужесточение условий субсидирования государством льготных ипотечных кредитов повлияло на их доступность для потенциальных покупателей жилья, многим банкам стало неинтересно заниматься ипотекой в рамках госпрограмм. На мой взгляд, государству следовало более мягко и постепенно применять меры по охлаждению ипотечного рынка. Ситуацию спасает то, что ряд застройщиков усилили самостоятельное субсидирование банкам части выпадающих доходов по ипотечным кредитам, поэтому пока статистика объективно выглядит лучше, чем мы ожидали в начале января. Сейчас рынок ищет баланс и, конечно, ждет снижения ключевой ставки, что будет способствовать росту спроса на классические ипотечные программы без госсубсидий.
снижение активности банков с иностранным участием может в определенной степени изменить ландшафт на банковском рынке и привести к перераспределению клиентской базы
О поиске новых сегментов
В условиях искусственного снижения доходности банки были вынуждены уходить в сегменты, которые сегодня менее зарегулированы. В первую очередь это автокредитование, где объемы выдач в первые два месяца 2024 года выросли на 97% и составили 303 млрд руб. На 16% год к году, по данным Frank RG, в январе — феврале выросли выдачи целевых беззалоговых товарных кредитов (POS‑кредитов), до 76,8 млрд руб. С 3,4 млрд до 16,5 млрд руб. увеличились объемы потребительских кредитов под залог недвижимости. Сегмент пока относительно небольшой, но пятикратный рост говорит о том, что он стремительно набирает популярность.

Для Банка Уралсиб прошлый год стал весьма успешным в части автокредитования: соответствующий портфель вырос на 31%, до 38 млрд руб. Мы вошли в топ‑10 банков по объему выдач, по данным Frank RG. По показателю доходности на капитал автокредитование для нас вышло на первое место среди всех кредитных продуктов, в том числе за счет эффективной работы с партнерами и упрощения клиентского пути. А благодаря работе с большими данными удалось почти в два раза снизить долю клиентов, погашающих кредиты досрочно, что в принципе является большой головной болью для банков. Дело в том, что автодилеры, заинтересованные в получении агентского вознаграждения от банков, часто убеждают клиентов, планировавших приобрести автомобиль за наличные, взять кредит, который затем практически сразу погашается. Мы с помощью искусственного интеллекта научились выявлять таких клиентов, а также оптимизировали систему мотивации дилеров.
Фото: SHUTTERSTOCK/FOTODOM
В части автокредитования у нас большие планы на текущий год: в бюджете заложен практически двукратный рост при сохранении целевой рентабельности. Здесь нам, конечно, еще предстоит научиться эффективно работать с неофициальными дилерами, а также внедрить дополнительные инструменты, которые помогут избежать повышенного уровня кредитного риска и мошенничества, в том числе точнее оценивать стоимость автомобиля, которую в этом сегменте любят завышать.

Для компенсации выпадающих объемов продаж мы смотрим на новые сегменты, думаем о развитии залогового кредитования, в частности кредитов наличными на приобретение автомобиля у физических лиц под залог будущей вещи. Здесь мы определенно видим потенциал, поскольку вторичный авторынок, по разным прогнозам, будет расти, а проникновение банковских кредитов в сегменте С2С сейчас очень невелико. В ближайшие месяцы мы стартуем с проектом кредитования на приобретение подержанных автомобилей на одном из крупных маркетплейсов. Также работаем над запуском потребительского кредитования под залог автомобиля клиента на улучшенных для него условиях. Анализ показал, что у 36% наших клиентов, запрашивающих кредит наличными, есть автомобиль, не находящийся в залоге.

В этом году мы планируем выйти в сегмент POS‑кредитования. Этот сегмент в банковской среде многие считали бесперспективным, но цифры говорят о том, что он сейчас растет. Так, мы в Уралсибе рассчитываем ежемесячно с помощью POS‑продуктов привлекать 50−80 тыс. новых клиентов — при эффективно налаженных процессах кросс-­продаж это создаст основу для дальнейшего роста.
  • 85%
    составил прирост портфеля кредитных карт в банке уралсиб по итогам 2023 года
О развитии
Продолжим также развивать направления кредитных карт, где по итогам прошлого года Уралсиб, по данным Frank RG, занял первое место по приросту портфеля, показав результат плюс 85%; по абсолютному размеру портфель кредитных карт достиг 15 млрд руб., по этому показателю мы вошли в топ‑15 банков. Здесь сказалась наша активная сбалансированная работа по нескольким каналам: рефинансирование карт клиентов Ситибанка, повышение проникновения в текущую клиентскую базу, агрессивное привлечение новых клиентов в цифровых каналах.

Наращивание клиентской базы в принципе – это одна из основных точек роста для банков в условиях снижения маржинальности на одного клиента. Здесь новые возможности мы видим в связи со сделками M&A (ВТБ и «Открытие», Совкомбанк и «Хоум Кредит», «Тинькофф» и Росбанк), а также уходом или продолжающимся снижением активности банков с иностранным участием, что может в определенной степени изменить ландшафт на банковском рынке и привести к перераспределению клиентской базы. При грамотной политике привлечения клиентов здесь мы тоже рассчитываем на некоторую долю пирога.
Нужно также учитывать и то, что набирают силу новые цифровые банки, строящиеся вокруг экосистем технологических и торговых компаний («Яндекс», «Озон»). Посмотрим, получится ли у них принести что-то новое на рынок.

Основными вызовами в части развития розничного кредитования для нас, как и для наших конкурентов, остаются снижение возврата на капитал, вызванное ужесточением макропруденциальной политики, ограничениями в кредитовании клиентских сегментов, которые регулятор считает рискованными; а также высокая ключевая ставка, требующая соответствующего повышения ставок на кредитные продукты.

Источник: ежедневная

деловая газета РБК


Читайте также