Как возникла идея создать акселератор?
В Банке Уралсиб очень мощная система работы со стартапами, в рамках которой представители рынка могут предложить свой продукт банкам. Мы стабильно входим в топ‑10 цифровых банков по версии «Сколково», стали банком № 1 по работе со стартапами по версии АНО «Финтех Старт».
Создав комитет по инновациям АРБ, мы начали встречи с банками и стали формировать программу акселератора. В ней три этапа. Первый — раскачка рынка, когда мы говорим о пользе программы. На втором выбираем те проекты, которые уже имеют потенциал для изменения внутри себя и понимают свою необходимость для банка. Третий этап — сама акселерация. Здесь важно помочь сфокусировать ценностное предложение проекта применительно к банку. Такая программа позволяет сократить затраты и для проекта, и для банков.
В основу акселератора легла наша собственная методология фаст-трека внедрения инноваций.
Как отреагировали банки на такое предложение?
Несколько десятков банков сказали, что им это интересно. Первые четыре, помимо нашего, согласились участвовать. Мы стартовали 9 августа и к концу набора получили 300 заявок.
Из-за ухода таких крупных игроков и инициатив, как акселератор Visa, не осталось площадки для развития финтех-проектов. Видимо, не все банки готовы финансировать большой акселератор?
Когда акселератор Visa работал, финтех-проекты видели в каждом банке — участнике международной платежной системы потенциального клиента для масштабирования. Если бы АО «НСПК» запустило подобную программу, проекты осознавали бы возможность стать партнерским сервисом, рекламируемым через всю систему. Сейчас проекты рассчитывают, что АРБ и Ассоциация «Финтех Старт» могут представить акселератор как важный ресурс для банков, выделяя его ценность в привлечении новых клиентов для стартапов. «Сколково» и другие организации вносят свой вклад, хотя и не специализируются на финтехе, позволяя проектам на акселераторе адаптировать свои предложения под нужды банков и увеличивать свою видимость.
У одной из консалтинговых компаний была программа открытых инноваций, участники скидывались по небольшой сумме и получали одну и ту же воронку, но проект долго не просуществовал. Как думаете, почему банки не захотели продолжать работу в таком формате?
Они получали, скорее всего, только верхнеуровневую воронку. Но в данной истории, думаю, речь не про воронку, потому что она начинается с того, как проект заявил о себе, и заканчивается моментом его внедрения в банк. Серьезный отбор в начале — высокий шанс на пилот в конце. Мы хотим, чтобы наша акселерационная программа сняла с банков титаническую задачу ручного отсева и проверки проектов. Поэтому мы все финансируем работу акселератора, но взамен получаем подготовленный проект, готовый к внедрению. Наша задача — не делать одну инновацию в год, а постоянно, быстро и дешево тестировать. Это возможно благодаря определенной методологии, которая есть и у нас в банке, и в программе акселератора.
Стартапы-участники могут повысить свою видимость среди банков и адаптировать свои предложения к их потребностям. Тем более что у нас с коллегами из АРБ в планах провести весенний и осенние наборы в межбанковский финтехакселератор и далее сделать его ежегодным, учитывая поддержку Финтех Хаба Банка России и Агентства стратегических инициатив.
Как победить предубеждения заказчика проекта?
Первое: проект должен решать конкретную задачу. Если у менеджера стоит задача по автокредитованию, не надо показывать ему проект в области ипотеки. Второе: решение задачи и реализация проекта должны совпадать по временным периодам. Если эффект будет через девять месяцев, то проект, скорее всего, не попадет в горящие задачи. Третье: у всех нас есть ресурсные ограничения. Любая инновация будет вступать в конкуренцию с этими ресурсами за команду разработки, за продактменеджера, за финансы. Без понимания этой внутренней системы координат даже полезный продукт или сервис не будет иметь шанса на внедрение. Бизнесзаказчики физически не могут взять и внедрить все инновации по своему продукту. Задача инновационных подразделений — понимать координатную сетку конкретного заказчика, говорить с ним на языке его потребностей. Наша обязанность перед акционером — помогать бизнесу быстрее достигать цели.
А если в банке нет отдела инноваций?
Есть три основные вещи. Во-первых, у вас должен быть реальный заказчик на уровне топ-менеджера. Во-вторых, ничего не получится, если у вас «на борту» нет человека, который любит и умеет заниматься инновациями. В‑третьих, надо выделить определенный запас ресурсов, времени, финансов, а также бизнес-процессов для проведения экспериментов.
Каждое событие на рынке, будь то изменения в регулировании или появление новой технологии, — это новая возможность или новая угроза, и задача дирекции инновационного развития — реализовать первое и минимизировать второе. Для этого в Банке Уралсиб мы занимаемся постоянным мониторингом трендов и скаутингом проектов. Мы занимаемся инновациями ради экономического эффекта и реализуем инновационный проект, только если он увеличит прибыль банка.