Таким образом, массовый успех работы с ГИИ в банках вряд ли будет зависеть от качества собственной разработки LLM (больших языковых моделей). В условиях ограниченности ресурсов не представляется возможным тратить миллиарды долларов на конкурентоспособные аналоги ChatGPT — усилия в этой области уже сопоставимы с созданием собственного браузера или персонального компьютера.
Вместо этого наш подход к работе с генеративным ИИ предполагает использование плодов пока еще открытой науки — больших языковых моделей с открытым исходным кодом. Open-source-технологии в сфере генеративного искусственного интеллекта стремительно приближаются по уровню развития к заданному OpenAI уровню.
Так, совокупные метрики качества моделей в ходе тестирования доказали, что лучшая открытая модель Vicuna13b на базе класса моделей LLaMA по качеству набрала 86% от пока еще безусловного лидера — ChatGPT‑4. Именно такие модели, часть из которых доступна для коммерческого использования, кажутся наиболее перспективными для бизнеса.
Не делая прогнозов, можно предположить резонность такого выбора банками: вместо инвестиций в разработку достаточно закупить инфраструктуру и на базе уже готовой модели создавать новые продукты, ориентируясь прежде всего на пользовательский опыт, а не на качество работы модели.
В результате банк получает универсальный набор возможностей по созданию сервисов с развертыванием моделей on-premise, таким образом нивелируя риски утечки данных от работы с внешними сервисами и избегая многомиллионных трат на собственную GPT‑модель. О так называемых внешних сервисах также не стоит забывать, когда речь идет о работе с открытыми данными. Общедоступная информация, будь то материалы сайта или пресс-релизы, вполне заслуживает обработки лучшими проприетарными моделями российских и зарубежных сервисов. Это действительно может быть эффективно с точки зрения затрат — потребуется минимум компетенций и непрерывный доступ к API контрагента без интеграции с системами банка и сопряженных с этим процессом сложностей. Основные затраты в таком случае приходятся на разработку интерфейса и улучшение пользовательского опыта.
Куда сложнее обстоит дело с вышеупомянутым консультированием клиентов. В таком случае потребуется донастройка моделей уже на внутренней инфраструктуре банка, что предполагает автономность решения и исключает зависимость от любых внешних контрагентов.
Для реализации такого подхода требуется решить ряд фундаментальных задач.