Что, на ваш взгляд, в условиях повышенных ставок по кредитам перспективнее для банка — кредиты наличными или кредитные карты?
Если говорить о том, на чем сейчас розница Уралсиба зарабатывает, то кредиты наличными — это большие объемы, как в штуках, так и в рублях, в марже. Если говорить про перспективу, то мы серьезно инвестируем в развитие карточного кредитного продукта, где-то даже демпингуем по условиям: у нас есть карты с высокими кешбэками, с большим льготным периодом. Есть пласт клиентов, на которых мы, по сути, не зарабатываем, но это нормально для кредитных карт. Есть клиенты, которые пользуются льготным периодом, не платят проценты, забирают кешбэк, но мы много узнаем про этих клиентов. Рано или поздно им может понадобиться кредит наличными, ипотека, автокредит, инвестиционный продукт. Кроме того, это продукт, где мы на части клиентов зарабатываем кредитный доход, а также «привязываем» клиента к банку и получаем комиссионный доход, рост трансакционной активности. У нас почти двукратный рост портфеля с начала 2023 года, и мы планируем примерно такими же темпами продолжить рост.
Как способ привлечения кешбэк — главный инструмент?
На карте «Прибыль» есть и кешбэк, и высокий процент на остаток. Мы на ней ничего не зарабатываем и не скрываем этого. Это продукт, через который мы привлекаем в банк клиентов для последующей продажи им продуктов, на которых будем зарабатывать. Поэтому мы пытаемся держать продуктовое предложение максимально привлекательным для клиентов — карта очень «вкусная» и хорошо продается.
Но надо понимать, что для получения хорошего процента на остаток клиенту требуется тратить деньги по этой карте. Когда он тратит деньги, пользуется приложением, он привязывается к банку. Для того чтобы получить максимальный кешбэк, одной карты «Прибыль» недостаточно: сама по себе карта дает кешбэк 1%, чтобы получить больше, нужно взять кредитный продукт либо перейти на премиальное обслуживание. А если клиент, помимо дебетовой карты, будет иметь кредитную карту и премиальный пакет, то и наши доходы несколько меняются. Здесь такая долгая программа лояльности в виде конструктора: чем большим количеством наших продуктов ты пользуешься, тем больше мы тебе отдаем.
Еще для нас важна честность кешбэка. Мы не играем в маркетинговые игры с 10−30% в различных категориях с десятью звездочками мелким шрифтом. У нас 1−3%, зато просто и понятно. Нам кажется, это очень хорошо работает. Дебетовая карта нужна всем: это наиболее простой, понятный клиенту продукт, и мы на него навешиваем «плюшки». Да, недоходно для нас, но, если банк ставит задачу зарабатывать на каждом чихе клиента, кончит банк плохо.