ГОСТИНАЯ

Валерия Ланская:
«Таланту надо дать шанс раскрыться»

Гастроли, спектакли, овации и цветы от восторженных поклонников — кажется, жизнь всенародно известной актрисы соткана только из них. За кадром остаются бессонные ночи, многочасовые репетиции, круглосуточная забота о любимом сыне и кропотливая работа со студентами: в текущем учебном году Валерия дебютировала в роли руководителя курса в ГИТИСе.
Валерия, как проходит ваш обычный день?

Я встаю без пятнадцати семь, ложусь полдвенадцатого. По утрам отвожу сына в школу, а если нет дневных репетиций, то и на тренировки после уроков. Если же я занята, то отвозит няня, но домашний комфорт и забота о ребенке — то, что не переложишь полностью на чужие плечи. Поэтому сыну посвящаю каждую свободную от работы минуту. Утренние часы провожу в институте, занимаясь со студентами, вечером — спектакль. Сейчас мое расписание насыщено по максимуму, нет ни одного выходного дня, и я рада: простой во время пандемии ничем хорошим для актерского цеха не обернулся.

Впервые я увидела вас не в фильме и не на сцене, а на «Ледниковом периоде». Зная, что ваша мама — тренер по фигурному катанию, предположу, что и у сына тренировки — это лед?

Совсем нет. Он занимается тем, что соответствует его темпераменту и к чему лежит душа: самооборона, джиу-джитсу, плавание, а еще рисование, английский язык, анимация и музыкальная школа — фортепиано, хор. До недавнего времени занимался в детском музыкальном театре, который когда-то посещали и мы с сестрой, причем делал успехи, его ставили в первую линию. Там команда педагогов непревзойденная, они талант видят насквозь. Но минувшим летом как отрезало — «Не хочу». И я приняла, поверила, что театр не его, так же как, например, футбол: он не командный игрок, одиночник.

А у вас, дочери тренера, наверное, и выбора не было, пришлось вставать на коньки? Иначе чем объяснить такое профессиональное катание в телепроекте?

Я занималась совсем недолго: начала, как все дети, года в 4, а лет с 7 до 22 очень редко на коньки вставала: хорошо, если раз в пятилетку. Но это как велосипед: азы не забудешь, плюс помогало, что в целом хорошо координирована: по работе всегда приходилось много танцевать. И все равно на проекте пришлось многое постигать с нуля: заново учиться ощущению льда, новым нагрузкам на разные группы мышц.

В тренерской семье, наверное, росли не без муштры?

Ну почему сразу муштра? Дисциплина — безусловно, но все занятия — в добре и любви, с возможностью отдохнуть, погулять во дворе с подружками. А еще со мной много говорили. Я застала прадедушку, который прошел две войны. Мне нравилось проводить с ним время: он учил меня прописным буквам, у него был каллиграфический почерк. Его рукописные дневники — произведения искусства! Это были 90-е — я подолгу жила у бабушки, которой прадед приходился отцом, потому что мама очень много работала. Прадед — он прожил, кстати, 104 года! — научил меня оригами: показал, как сделать двухпалубный фрегат. Такие воспоминания врезаются в память навсегда.
А когда поняли, что хотите быть актрисой?

С профессией я определилась в 5 лет. При этом в жизни всегда было много хореографии, и в 14 я еще училась на балетмейстера, а в 15 поступила в «Щуку» и нырнула с головой в учебу.

У студентов творческих вузов, наверное, и вечеринки бурные, и прочие атрибуты бесшабашной юности?

Не могу сказать, что грешила этим. Нет, иногда мозги улетали — мальчик понравился, не без этого, но процесс обучения был невероятно интересным, поэтому прицелы не сбивались. Мы были ориентированы на работу, вскоре пошли первые роли в кино, да и педагоги держали нас в относительной строгости: на глупости просто не было времени.

Кому из учителей вы благодарны за вклад в ваше настоящее?

Каждому, кто занимался со мной. А без помощи своего руководителя курса, актера Юрия Вениаминовича Шлыкова, не справилась бы с сегодняшними задачами. Когда год назад мне поступило предложение из ГИТИСа возглавить курс, я помчалась именно к нему, своему наставнику, за советом, напутствием, мудростью. И он поделился знаниями, опытом. Летом снова поеду к нему, расскажу, как прошел первый год, и вместе подумаем, что делать дальше.

Валерия Ланская

  • Родилась в Москве. В детстве занималась художественной гимнастикой и фигурным катанием, играла в музыкальном театре юного актера.
  • В 2006 году окончила Театральный институт им. Б. Щукина.
  • Сотрудничала с театрами «Сатирикон», им. Е. Вахтангова, А. Рыбникова, Театром Луны. С 2019 года является актрисой театра «Школа современной пьесы», продолжает участвовать в проектах Театра мюзикла и Московского театра оперетты.
  • Снимается в кино и сериалах, участвует в концертных программах в качестве певицы.
  • Участница телепроектов «Ледниковый период — 2» и «Ледниковый период — лучшее», «Повтори!», «Две звезды», «Точь-в-точь» и др. В 2016 году вместе с Дмитрием Нагиевым вела третий сезон телепроекта «Голос. Дети».
Думали когда-то, что станете преподавать?

Мне это было интересно всегда, но сама не напрашивалась. Когда поступило предложение, я взяла время подумать, долго оттягивая решение. В итоге сдалась: интерес победил опасения, и теперь я худрук.

Студентов выбирали сами?

Конечно, и это тоже заняло время: рассматривала каждого, чтобы никого не пропустить, ведь талант порой прячется: ребята бывают зажаты. Нужно дать шанс раскрыться. Возилась без преувеличения от зари до зари, и это дало результат — набрала хороший курс, не ошиблась. Все очень разные, но, главное, все хотят, работают, горят.

Иногородних много на курсе?

Очень, процентов 80. Из самых разных регионов и даже стран: тут и Владивосток, и Иркутск, и Новосибирск, и Арзамас, и Казахстан.

Глядя на вас, безусловно, труженицу, сложно представить, что в жизни был хотя бы один провал. А на самом деле?

На хорошую роль всегда много претендентов, а достается она одному. Я рано начала ходить по кастингам и, как любой представитель моей профессии, безуспешно посетила бесконечное количество проб. Учась в институте, отправляла фото всем агентствам. Сейчас портфолио у всех в электронном виде, но суть остается прежней: никто о тебе не узнает, если не заявишь сам.

Не взяли здесь — не отчаиваемся, пробуем там. Проектов много, обязательно найдется твой. Копить обиды по этому поводу, подпитывая уныние, — это неконструктивно.
В 2021 году валерия ланская получила премию Successful Ladies Awards в категории «Лучшая театральная актриса».

ранее, в 2014-м, за роль в мюзикле «Монте-Кристо» она была удостоена главной премии VIII Международного фестиваля мюзиклов в Южной Корее (Daegu International Musical Festival)
А как пережили период пандемии?

Было трудно. Мюзиклы и спектакли не отыграешь онлайн, поэтому доход упал до нуля, а у меня семья, ипотека. Пришлось рефинансировать кредит, я до сих пор выбираюсь из этой ямы и надеюсь, что такое больше не повторится. К счастью, сразу после снятия ограничений поступило много интересных предложений, и сегодня мне едва хватает 24 часов в сутках, чтобы все успеть.

Где вас можно увидеть и услышать в текущем сезоне?

Я снялась в нескольких проектах сразу после снятия ограничений, а сейчас в моем графике больше театра: спектакли «Женское счастье», «Толстого нет» и «Спасти камер-юнкера Пушкина» в Школе современной пьесы, мюзиклы «Анна Каренина», «Граф Орлов» и «Монте­Кристо» в Московском театре оперетты и «Принцесса цирка» в Театре мюзикла.

Как при таком графике поддерживаете форму?

А работой и поддерживаю. (Смеется.) Пою и танцую каждый день — ежедневная физнагрузка, поэтому необходимость посещения тренажерного зала отпадает.

Не планируете ли создать свой спектакль или фильм?

Я не режиссер. Конечно, мне предстоит ставить отрывки из спектаклей со студентами, но в институте это больше разбор роли, чем глобальная режиссура. Зато могу выступить продюсером — до пандемии у меня был свой центр, я создавала спектакли. Первой стала «Спасенная любовь» по роману «Воскресение» Толстого — сделала инсценировку, нашла режиссера. А вторым — мюзикл «Питер Пэн». Сами написали либретто, оркестровки, танцы. Так что о процессе знаю не понаслышке. Будет идея — обязательно воплотим.

Беседовала Алена Поводова

Читайте также