Начало китайской экспансии
Пока же отечественный рынок активно осваивают китайские бренды: за год они увеличили свою долю с 9 до 32%. Часть из них пришла на заводы, которые ранее выпускали автомобили марок, покинувших Россию.
«Автопроизводители из Поднебесной воспользовались ситуацией и заполняют опустевшую нишу, — отмечает руководитель дирекции развития автокредитования Банка Уралсиб Екатерина Мельникова. — Очевидно, что ближайшие годы пройдут под знаком китайских брендов. Лидирующие позиции в рейтингах наряду с отечественной Lada уже занимают Chery, Haval и Geely. Дилерские центры, в которых ранее были представлены европейские марки, переориентировались на Китай. Когда ушедшие бренды захотят вернуться на российский рынок, сделать это им будет непросто». По наблюдениям Екатерины Мельниковой, сейчас примерно у 70% клиентов банка предвзятое отношение к китайским машинам, однако у многих из тех, кто их покупает, оно меняется. Качество автомобилей за последние годы заметно улучшилось и может приятно удивить скептиков. Например, тот же Geely связан с Volvo, и совместная работа явно пошла на пользу китайской марке.
Согласно результатам опроса «Авито Авто», 25% автовладельцев предпочтут новый китайский автомобиль европейскому авто с пробегом. «Благодаря современным характеристикам и растущему качеству сборки автомобили китайских производителей приобретают все большую популярность. Одним из факторов их успеха стало то, что в линейках производителей из Поднебесной много технологичных кроссоверов и внедорожников», — отмечают эксперты «Авито Авто».
И останавливаться китайские производители не намерены. Директор по операционным вопросам компании Geely Motors Russia Валерий Тараканов на форуме ForAuto 2023 предположил, что после решения всех проблем с логистикой завод Geely в Беларуси сможет выйти на плановые мощности и к середине года марка еще больше нарастит свое присутствие в России.
Заинтересован в увеличении доли на рынке и Changan. «Мы готовы привезти большой объем своих автомобилей, пока говорим о 12 моделях в разных сегментах», — сообщил в ходе форума директор по продажам и развитию компании Changan Motors Rus Александр Кулагин.
Бренд Chery озвучил конкретные планы продаж на 2023 год — 200 тыс. автомобилей. А завод Haval в Тульской области намерен ввести в производство восемь новых моделей автомобилей. Об этом в конце февраля сообщил ТАСС со ссылкой на заявление генерального директора Корпорации развития и поддержки Тульской области Павла Татаренко.
Однако в России представлена пока лишь малая часть китайских брендов — всего их насчитывается около 80, и у каждого по несколько марок. По мнению Виктора Пушкарева, заместителя начальника отдела аналитики агентства «Автостат», реальные основания для выхода на рынок есть у новых игроков из Китая, поскольку это единственная дружественная страна, располагающая мощной автоиндустрией с современными инновационными технологиями. Однако этим новым игрокам придется столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны уже эффективно действующих соотечественников.