ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ

Что происходит с авторынком

Российский авторынок учится жить в новых условиях. Во второй половине прошлого года он смог «оттолкнуться от дна», и сегодня эксперты дают более оптимистичные прогнозы, чем еще несколько месяцев назад. Вместе с оживлением рынка ожидается и рост автокредитования.
После массового ухода иностранных производителей отечественный авторынок основательно просел. Некоторое время дилеры еще реализовывали складские запасы, но при этом резко подняли цены. В условиях неопределенности по завышенной стоимости приобретать автомобили были готовы немногие.

Как следствие, по итогам 2022 года объемы продаж снизились более чем вдвое — до 687 370 новых автомобилей против 1,67 млн в 2021-м, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По мнению партнера аналитического агентства «Автостат» Игоря Моржаретто, к этим цифрам стоит добавить примерно 5% автомобилей, завезенных по параллельному импорту, которые не входят в официальную статистику АЕБ. Но и с их учетом это худшие показатели более чем за два десятка лет, даже в посткризисном 1999 году было реализовано 985 тыс. авто, а в рекордном 2012-м — 2,9 млн, то есть по сравнению с предельными возможностями рынка падение было пятикратным.

Тем не менее результат оказался выше ожидаемого, так как еще в начале лета 2022 года эксперты называли цифры, не превышающие 500 тыс. Однако в последующие месяцы наблюдалась положительная динамика. В феврале аналитическое агентство «Автостат» даже пересмотрело собственный прогноз на 2023 год: в базовом сценарии цифра предположительного объема продаж увеличена с 650 тыс. до 780 тыс. (+25%). Такого же роста ожидает и Минпромторг.

Эксперты, выступающие на форуме автобизнеса ForAuto 2023, сошлись во мнении, что авторынок будет демонстрировать уверенный рост уже с апреля. А вот снижения цен ожидать не приходится. Они могут стабилизироваться на новом уровне, если увеличатся объемы производства автомобилей на территории РФ до 1,5 млн в год (уровень 2021 года) и появятся другие игроки. На рынке, считают эксперты, не хватает бюджетных кроссоверов в диапазоне 1,4−1,6 млн руб. Кто сможет предложить подобный автомобиль, тот и будет претендовать на долю таких гигантов, как Hyundai и Kia.
  • 780
    ТЫС.
    составляет прогнозируемый объем продаж новых автомобилей на 2023 год

Начало китайской экспансии

Пока же отечественный рынок активно осваивают китайские бренды: за год они увеличили свою долю с 9 до 32%. Часть из них пришла на заводы, которые ранее выпускали автомобили марок, покинувших Россию.

«Автопроизводители из Поднебесной воспользовались ситуацией и заполняют опустевшую нишу, — отмечает руководитель дирекции развития автокредитования Банка Уралсиб Екатерина Мельникова. — Очевидно, что ближайшие годы пройдут под знаком китайских брендов. Лидирующие позиции в рейтингах наряду с отечественной Lada уже занимают Chery, Haval и Geely. Дилерские центры, в которых ранее были представлены европейские марки, переориентировались на Китай. Когда ушедшие бренды захотят вернуться на российский рынок, сделать это им будет непросто». По наблюдениям Екатерины Мельниковой, сейчас примерно у 70% клиентов банка предвзятое отношение к китайским машинам, однако у многих из тех, кто их покупает, оно меняется. Качество автомобилей за последние годы заметно улучшилось и может приятно удивить скептиков. Например, тот же Geely связан с Volvo, и совместная работа явно пошла на пользу китайской марке.

Согласно результатам опроса «Авито Авто», 25% автовладельцев предпочтут новый китайский автомобиль европейскому авто с пробегом. «Благодаря современным характеристикам и растущему качеству сборки автомобили китайских производителей приобретают все большую популярность. Одним из факторов их успеха стало то, что в линейках производителей из Поднебесной много технологичных кроссоверов и внедорожников», — отмечают эксперты «Авито Авто».

И останавливаться китайские производители не намерены. Директор по операционным вопросам компании Geely Motors Russia Валерий Тараканов на форуме ForAuto 2023 предположил, что после решения всех проблем с логистикой завод Geely в Беларуси сможет выйти на плановые мощности и к середине года марка еще больше нарастит свое присутствие в России.

Заинтересован в увеличении доли на рынке и Changan. «Мы готовы привезти большой объем своих автомобилей, пока говорим о 12 моделях в разных сегментах», — сообщил в ходе форума директор по продажам и развитию компании Changan Motors Rus Александр Кулагин.

Бренд Chery озвучил конкретные планы продаж на 2023 год — 200 тыс. автомобилей. А завод Haval в Тульской области намерен ввести в производство восемь новых моделей автомобилей. Об этом в конце февраля сообщил ТАСС со ссылкой на заявление генерального директора Корпорации развития и поддержки Тульской области Павла Татаренко.

Однако в России представлена пока лишь малая часть китайских брендов — всего их насчитывается около 80, и у каждого по несколько марок. По мнению Виктора Пушкарева, заместителя начальника отдела аналитики агентства «Автостат», реальные основания для выхода на рынок есть у новых игроков из Китая, поскольку это единственная дружественная страна, располагающая мощной автоиндустрией с современными инновационными технологиями. Однако этим новым игрокам придется столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны уже эффективно действующих соотечественников.

Основные тенденции 2023 года:

  • рост доли китайских автомобилей, возможное появление новых азиатских брендов, в том числе иранских;
  • постепенное восстановление отечественных производств;
  • параллельный импорт;
  • увеличение парка подержанных машин;
  • стабилизация цен на повышенных уровнях;
  • дефицит недорогих моделей массового сегмента

Собрано в России

Между тем наращивается производство автомобилей и на заводах, расположенных в России. После вынужденного простоя из-за перебоев с поставками комплектующих стабилизировалась ситуация у АвтоВАЗа, началось серийное производство новой Lada Vesta. АвтоВАЗ планирует произвести на тольяттинской площадке около 400 тыс. автомобилей, запустить завод в Санкт­Петербурге и расширить дилерскую сеть.

«Lada останется лидером отечественного рынка с долей около 50%, — уверена Екатерина Мельникова. — Есть перспективы и у компактного кроссовера „Москвич-3“, но объемы его выпуска не такие, чтобы конкурировать с Lada и китайскими марками. Внешне он выглядит неплохо и собирается на базе бывшего завода Renault. Полагаю, что спрос на него будет превышать предложение. К слову, Банк Уралсиб выдал первый автокредит на „Москвич“ около двух месяцев назад».

Как сообщил в своем Telegram­-канале мэр столицы Сергей Собянин, уже открыты 52 точки продаж и сервисного обслуживания в 23 городах России. В 2022 году с конвейера автозавода «Москвич» сошли 600 машин, треть из них с электродвигателем. В этом году планируется выпустить 50 тыс. автомобилей, в том числе 10 тыс. электромобилей. А в 2024 году объемы производства будут удвоены.

Альтернативный импорт

По данным «Автостата», сегодня около 8% рынка закрывается автомобилями, ввозимыми по полуофициальным схемам. Стараясь выстроить процессы параллельного импорта, дилеры решают множество задач — от поиска оптимальных путей доставки до предоставления гарантий на автомобили.

Чтобы насытить рынок востребованными марками, в марте Минпромторг РФ пополнил перечень автобрендов, продукцию которых можно ввозить по параллельному импорту. Теперь их 29 — от популярных моделей массового сегмента до премиум- и люкс-марок.

Оценки автоэкспертов по доле ввозимых по такой схеме машин разнятся от 10 до 30% от общего объема рынка, однако полностью удовлетворить спрос эти поставки не смогут. Дефицит сохраняется прежде всего в сегментах седанов стоимостью до 2 млн руб. Высокие накладные расходы, связанные с логистикой и таможней, ограничивают их ввоз по схеме параллельного импорта.

Еще побегают

На 1 новый легковой автомобиль в 2022 году было куплено почти 8 машин с пробегом, подсчитали в «Автостате». Годом ранее этот показатель был вдвое меньше: 1 к 4. Тем не менее вторичный рынок оказался более стабильным, чем первичный, продемонстрировав падение всего на 19%.

Поскольку новых автомобилей по приемлемым ценам недостаточно, спрос переместился на подержанные. «Есть те, кто не готов пересаживаться на китайский автопром, они будут продавать свои б/у автомобили и покупать другие б/у автомобили. Есть и те, кто поставит процесс смены авто на паузу до лучших времен, поскольку это не первостепенная задача. Средний возраст владения автомобилем одним владельцем, несомненно, вырастет», — считает Екатерина Мельникова.

Дилерам, вероятно, тоже придется пересмотреть свою политику и начинать продавать не только трех-пятилетние, но и более возрастные автомобили.

Лидерство на вторичном рынке сохраняет отечественная Lada, за ней следуют Toyota, Hyundai, Kia и Nissan.
Всего 4 автомобиля в расчете на 1000 жителей продавалось в России в 2022 году. В лучшие годы этот показатель в нашей стране доходил до 16−20 на 1000

Обнадеживающее автокредитование

Тренды в автокредитовании отражают ситуацию рынка.

«Весной 2022 года некоторые универсальные банки приостановили выдачу автокредитов, а все кэптивные банки (созданные финансово­промышленной группой или частными лицами для обслуживания своих интересов. — Прим. ред.), за редким исключением, ушли или приостановили свою деятельность на неопределенный срок: „Мерседес­Бенц Банк Рус“, „БМВ Банк“, „Фольксваген Банк Рус“ и другие, — поясняет Екатерина Мельникова. — Уралсиб не поддался панике и на фоне общего падения выдач автокредитов показал по итогам года прирост в 1,2 раза. Сегодня мы наблюдаем положительную динамику и в целом по рынку. Да, она пока не дошла до уровней 2021 года, когда объем выдач достигал 100 млрд руб. в месяц. Но по сравнению с обвалом в марте прошлого года почти на 80% январский показатель 74,1 млрд руб. выглядит обнадеживающе».

Некоторые банки заключают прямые договоры с автопроизводителями или дилерами, чтобы предлагать клиентам привлекательные условия. Недополученные процентные доходы в этом случае банкам компенсируют импортер или дилер. Например, в Уралсибе действуют ставки от 0,01% годовых (точный размер зависит от срока кредитования и размера первоначального взноса) на покупку в кредит автомобилей Geely и Subaru. Причем отказ клиента от личного страхования и каско не влечет повышения ставки. В ближайшее время в Банке Уралсиб появится аналогичная программа и по автокредитованию марки Changan.

Читайте также
Наш банк поддерживает клубы в качестве спонсора, а также предлагает спортсменам специальные продукты, например премиальный пакет с опциями для профессиональных спортсменов: они могут получить услуги консалтинга по управлению спортивным контрактом и разумному инвестированию. Уралсиб также сотрудничает с любительскими лигами по баскетболу, поддерживает отдельных спортсменов, спонсирует спортивные мероприятия. Считаем это своей важной социальной функцией.

С ФК «Краснодар» Уралсиб сотрудничает не первый год, и логичным продолжением партнерства стал запуск совместного продукта. Для нас это новое направление работы, и мы оцениваем его как весьма перспективное.