Екатерина, расскажите о вашем идеальном клиенте: возраст, пол, регион, профессия, как он выглядит — есть ли у вас портрет идеального клиента?
Для нас идеальный клиент тот, который долго «живет» с банком. Наверное, основная проблема у банков — не только в сегменте кредитных карт, но и в других продуктах — лежит в плоскости работы с оттоком клиентов. И вот здесь, говоря о целевом клиенте, мы видим прямую зависимость оттока от возраста клиента. Чем моложе человек, тем чаще и быстрее он меняет банки. А нам, как и другим банкам, важно, чтобы клиент оставался с нами как можно дольше.
В качестве примера: в портфеле кредитных карт группа клиентов младше 24 лет переходит в другой банк почти в два раза быстрее средних показателей других категорий. И наоборот, те, кто старше 54 лет, уходят в другой банк на 25% меньше. Поэтому мы стремимся работать с более зрелым сегментом, представители которого менее активно меняют банки, реже бегут за привлекательными рекламными предложениями и акциями из серии «приди, возьми новый продукт, и 5 тысяч рублей твои».
Мы также проанализировали отток с точки зрения поведения мужчин и женщин. Разницы никакой.
Интересной оказалась региональная статистика, которая показывает, что в крупных городах клиентский отток идет быстрее. И это понятно, потому что здесь большая конкуренция, много банков присутствует физически, много рекламы. Но интересно то, что Москва — самый крупный регион, а у нас показывает самый маленький отток. С учетом не слишком высокого уровня узнаваемости бренда Уралсиба среди столичных жителей мы бы ожидали увидеть обратную картину: больший отток в Москве и меньший, например, в Уфе, где исторически знание бренда банка самое высокое по стране.
Так что нужно работать с клиентами и повышать проникновение своих продуктов. Надо, чтобы клиент имел не только кредитную карту, но и дебетовую, получал кредит наличными, осуществлял транзакции — тогда всем будет хорошо: и клиенту, и банку.
Если нет разницы в клиентских категориях, то можно ли продавать один и тот же продукт по одним и тем же скриптам представителям разных возрастов, разных регионов, и мужчинам, и женщинам? Или все-таки есть разница? Условно: если оператор слышит на линии женщину, говорит про покупки, если звонит мужчина — про заработать и так далее.
С точки зрения скриптов, которые готовит наше подразделение, обучающее сотрудников, разницы нет. Скрипты для всех одинаковые. Но, конечно, мы используем лучшие практики, смотрим на то, какие клиентские менеджеры эффективно продают, и собираем секреты, благодаря которым они достигают высоких результатов.
И о чем говорят такие сотрудники? Когда продают кредитную карту мужчине и женщине, они апеллируют к разным ценностям. Например, для женщины важно подчеркнуть возможность потратить на себя прямо здесь и сейчас. А продавая кредит мужчине, наоборот, говорят о том, что тот сможет потратить деньги на женщину или, скажем, на автомобиль. С точки зрения значимости у мужчин такие траты приравниваются.
Когда в банк приходят молодые клиенты без запроса на получение кредитной карты, то мы им объясняем, что важно строить положительную кредитную историю: пусть сегодня вам деньги не нужны, но потом может потребоваться потребительский кредит, в дальнейшем потребуется автокредит, а потом, по жизненному циклу, - ипотека. Чем раньше вы начнете строить свою кредитную историю, тем больше шансов у вас в дальнейшем свои потребности закрывать, в том числе с привлечением кредитных средств.
Когда в банк обращаются более пожилые клиенты и кладут деньги на депозит, например, без возможности снятия и с получением процентов в конце срока, мы им рассказываем про возможность иметь запасной кошелек с длинным льготным периодом, который позволит быстро и бесплатно получить дополнительные средства в случае необходимости.
Поэтому, конечно, свои секреты есть. Здесь имеют значение и возраст, и пол клиента, и, наверное, региональная специфика тоже присутствует. Где-то, условно говоря, надо удочки в сезон рекламировать, а где-то оружие для охоты будет пользоваться спросом.