Цифровые активы
6. Цифровые валюты
Большинство регуляторов ведут исследования в области цифровых валют, в особенности цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ, CBDC). CBDC могут быть использованы не только для повседневных расчетов, но и для трансграничных операций. Кроме того, внимание привлекают частные альтернативы — стейблкойны. Снижение издержек и высокая скорость транзакций в сравнении с традиционными банковскими методами в сочетании с относительной надежностью делают их привлекательным вариантом, в особенности для развивающихся регионов, в которых распространены альтернативные платежные системы.
Одновременно с этим аналитики из CB Insights указывают на рост упоминаний криптовалют в отчетах организаций. Платежные системы, такие как Visa и Mastercard, также продолжают проявлять интерес к этой теме.
Банк России: «По данным экспертов, более 130 юрисдикций, на долю которых приходится 98% мирового ВВП, находятся на разных этапах исследования central bank digital currency. При этом более 60 стран находятся на продвинутой стадии исследования».
7. Токенизация активов реального мира (Real-World Asset Tokenization, RWAT)
Создание цифровых версий традиционных финансовых инструментов, а также активов реального сектора экономики позволяет значительно упростить и ускорить процессы их обмена и управления. RWAT обладает значительным потенциалом на мировом рынке.
97% институциональных инвесторов верят, что токенизация приведет к революции в управлении активами, при этом 74% уже протестировали RWAT. Наиболее распространенным активом в экспериментальных проектах по токенизации в 2017—2024 годах стали корпоративные облигации (52%), на втором месте — ESG-облигации (18%).
В России операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, являются 14 организаций: «Атомайз», Сбербанк, «Лайтхаус», Альфа-Банк, Системы распределенного реестра, «Токены», Еврофинанс Моснарбанк, СПБ Биржа, «Блокчейн Хаб», НРД, Т-банк, «Токеник», ВТБ Капитал Трейдинг, Межрегиональный регистраторский центр. Четыре из них были включены в реестр в 2024 году.
McKinsey: «К 2030 году общая капитализация рынка токенизированных активов может составить около 2 трлн долл.».