Специалисты Уралсиба на мероприятиях договариваются о сотрудничестве напрямую с арбитражными управляющими?
Необязательно. В нашем банке реализована схема привлечения через партнеров, когда мы заключаем агентское соглашение. Например, это может быть электронная торговая площадка, на которой реализуется залоговое имущество компании-банкрота, или юридическая фирма, которая помогает арбитражным управляющим вести процедуры.
Дело в том, что, согласно законодательству, арбитражный управляющий в нашей стране, так же как нотариус, — это физическое лицо. Но фактически за ним всегда стоит большая команда. Чаще всего АУ работают совместно с партнерами, среди их подрядчиков есть адвокаты, юристы, аудиторы, консультанты и т. д. Это тоже для нас целевая аудитория, мы можем через них находить новых клиентов из числа АУ.
По официальным данным, средний срок процедуры банкротства в настоящее время — три года. И если у нас сложится финансовое сотрудничество с арбитражным управляющим, банк получит источник долгосрочных и стабильных пассивов, а арбитражный управляющий — надежного финансового партнера в лице Уралсиба.
Через каких еще участников рынка банк может привлекать на обслуживание АУ?
Для того чтобы арбитражный управляющий имел право вести деятельность на территории РФ и получить процедуру банкротства к себе в работу, он должен состоять в саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Их в нашей стране немного, всего 53. Причем 70% из них объединены в Национальный союз профессионалов антикризисного управления. Эти органы представляют интересы сообщества в том числе в законодательной власти, они обладают полномочиями в написании стандартов работы АУ.
Это очень регламентированная и очень рисковая ниша. Данному сегменту клиентов, безусловно, необходимы сильные, надежные партнеры. Мы проводим переговоры с руководством СРО, чтобы они рекомендовали Уралсиб участникам объединения.
В силу специфики своей деятельности участники рынка банкротства заинтересованы именно в долгосрочном сотрудничестве, чтобы минимизировать риски.
Кроме того, каждый арбитражный управляющий обязательно страхует свою ответственность. Вот мы, например, чтобы водить автомобиль, приобретаем полис ОСАГО. Чем более безопасно мы ездим и чем больше опыт вождения, тем дешевле полис, и наоборот. Так же у арбитражных управляющих: стоимость ежегодной страховки зависит от профиля АУ: были ли на него жалобы и т. д. В этой нише работает всего несколько страховых компаний. Крупнейший игрок — Страховой дом «БСД» — занимает больше трети рынка. У нас состоялись успешные переговоры с акционерами и генеральным директором этой компании. В ближайшее время планируем заключать партнерское соглашение, чтобы они также могли предлагать продукты нашего банка своим клиентам, которых хорошо знают и которые им уже доверяют.
А в чем преимущества Банка Уралсиб?
Первое — накопленная годами экспертиза. Есть буквально несколько банков-конкурентов, работающих в этой области, которые предлагают ту самую агентскую схему привлечения. Но в части компетенций и длительности взаимодействия с клиентами экспертиза у нас максимальная.
Второе — мы предлагаем прозрачные условия, все ценовые параметры четко прописаны в договоре. Агент или партнер понимает, о каких объемах и суммах вознаграждения может идти речь. При этом мы всегда готовы к диалогу, можем обсуждать и пересматривать параметры договорных отношений.
Третье — это, безусловно, стабильность. Есть маленькие банки, совершенно карманные, готовые, условно говоря, за 100 тыс. привлеченных рублей платить ключевую ставку ЦБ. Наши ставки, конечно, ниже, зато мы даем гарантии надежности. Это крайне важно. Арбитражный управляющий, равно как и нотариус, за все свои действия несет ответственность, вплоть до уголовной, с конфискацией имущества. Поэтому, если он принимает решение разместить денежные средства, мягко говоря, у не совсем надежного финансового партнера, то рискует достаточно серьезно.
Кстати, на Казанском форуме была целая секция, где судьи, приставы и представители ЦБ РФ обсуждали вопросы ответственности арбитражного управляющего. Мы могли еще раз убедиться, что его риски колоссальны. Поэтому выбор банка для долгосрочного сотрудничества имеет для АУ важнейшее значение.
Еще одно преимущество Уралсиба в том, что мы используем, можно сказать, бутиковый, эксклюзивный подход к каждому клиенту. Предлагаем вариант, когда в одном банке могут обслуживаться и агент, и арбитражный управляющий: как физлица, так и компании, в которых они могут быть учредителями. Для этого у нас разработаны специальные тарифы на расчетно-кассовое обслуживание. Мы максимально нацелены на то, чтобы клиент оставался с нами, был доволен и пользовался как можно большим набором услуг.
Чем привлекателен вариант, когда все стороны участников банкротной процедуры обслуживаются в одном банке?
Есть обратная связь от коллег по рынку. Очень неудобно, если, условно, компания-банкрот обслуживается в одном месте, агентское вознаграждение выплачивается в другой банк, деньги потом перечисляются, снимаются или переводятся куда-то в третий.
Мы всегда на стороне клиента и стараемся учесть интересы всех сторон.