БИЗНЕС-ТРЕНДЫ

Финтех набирает скорость

Несмотря на непростую внешнюю ситуацию, и банки, и регулятор намерены повышать качество и доступность цифровых финансовых сервисов, продолжая оставаться драйвером развития ИТ‑решений в стране.
SHUTTERSTOCK/FOTODOM
Финтех — это целая индустрия, включающая большое количество процессов, продуктов и сервисов, которые возникли в результате интеграции финансовой деятельности и информационных технологий.

Любой, кому приходилось расплачиваться картой или переводить деньги через Систему быстрых платежей (СБП), имел дело с финтехом, поскольку такие операции были бы невозможны без соответствующих технологий. Но финтех — это не только дистанционные банковские сервисы и СБП. С помощью инновационных технологий создаются цифровые валюты и цифровые финансовые активы, они лежат в основе инфраструктуры трансграничных платежей, систем идентификации клиентов, баз данных и т. д.

Россия является одним из лидеров в области цифровизации финансового сектора. Еще в 2019 году, по данным исследования Ernst & Young, Россия вместе с Китаем и Индией вошла в топ‑3 стран по проникновению финтех-услуг. С 2017 года, по данным Банка России, индекс вырос практически в два раза и составил 82% (показатель по миру — 64%). Частота использования финтех­сервисов в нашей стране превышает европейские показатели на 17−27%, а американские — на 36%.

«Наш взлет многие связывали с тем, что мы начали позже других, то есть учились на ошибках, на опыте других стран, изучали, улучшали технологии, — отметила председатель Банка России Эльвира Набиуллина, выступая на форуме FINOPOLIS 2021/22. — И не секрет, что многие решения базировались на иностранных технологиях. Но, конечно, главное, что наши замечательные кадры и наличие финансовых ресурсов стали трамплином для цифрового прыжка».
Эльвира Набиуллина,
председатель Банка России.
Из выступления на встрече в Ассоциации российских банков
Мы всегда гордились тем, как продвинулся во внедрении новых технологий, цифровых технологий наш банковский сектор. Санкционные вызовы для технологий особенно велики. Мы сейчас ведем работу совместно с правительством и с рынком, чтобы ускорить импортозамещение и не дать растаять инновационному импульсу в банках. И мы в Банке России продолжим работу над всеми цифровыми инициативами, в скором времени и цифровой рубль станет реальностью.

«Безналичный» рывок

Самая популярная сфера применения финтех­решений в России — платежи. За последние годы наша страна сделала мощный рывок в развитии этого направления. Международная консалтинговая компания The Boston Consulting Group (BCG) в одном из последних отчетов сообщала, что в 2010 году на душу населения в России приходилось меньше 10 карточных транзакций в год, это в 40 раз меньше, чем у лидера — Норвегии. В 2021-м их число достигло 300. А в следующие 10 лет, по прогнозам BCG, объем безналичных платежей в России будет расти в среднем на 12% в год — быстрее, чем в США, Великобритании и Германии.

Сейчас оплату картами принимают 100% магазинов крупного бизнеса и около 90% представителей малого и микробизнеса. По данным Банка России на сентябрь 2022 года, доля безналичных операций в розничной торговле достигла 77,7%, а по итогам 2023 года регулятор ожидает роста этого показателя до 80%. Ранее в Стратегии развития национальной платежной системы на 2021−2023 годы указывалось, что в 2022 году доля безналичных операций в розничной торговле должна была составить 73%, а в 2023-м — 75%. «В условиях текущей геополитической ситуации российская платежная инфраструктура показала свою устойчивость, высокотехнологичность и востребованность, — отметила первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова. — Более того, развитие национальных платежных инструментов и коммерческих платежных решений активно продолжается. С учетом стремительной положительной динамики показателей мы посчитали необходимым их скорректировать».
  • 82%
    составляет составляет уровень проникновения
    финтех-услуг в России

В приоритете – удобство и простота

Не последнюю роль в развитии финтеха сыграл период пандемии COVID‑19, когда пользоваться дистанционными банковскими услугами стали даже те клиенты, которые ранее относились к ним с опаской. Оценив удобство и безопасность такого способа взаимодействия с банком, они продолжают использовать его и сегодня, сформировав новые потребительские привычки.

Финтех стал неотъемлемой частью повседневной жизни россиян. Согласно онлайн­опросу, который группа компаний Б1 провела среди российских пользователей в ноябре 2022 года, 53% клиентов приходят в офис банка раз в несколько месяцев или вообще не смогли вспомнить, когда были в финансовом учреждении последний раз, 49% респондентов пользуются банковскими приложениями каждый день.

Чтобы соответствовать ожиданиям потребителей, которые отдают предпочтение удобным, простым и быстрым сервисам, меняют свои бизнес-модели и банки, активно инвестируя в финтех.

Например, Уралсиб взял стратегический курс на совершенствование мобильного и интернет­банка еще в конце 2019 года, а к 2022-му были «пересобраны» на новой архитектуре все цифровые каналы розничного бизнеса. И результат не заставил себя ждать: на 100% выросло количество операций, которые проводятся в онлайн­банке, на 50% увеличилась частота взаимодействия клиентов с банком. Продолжая развивать это направление, Уралсиб ставит целью максимально реализовать идею «Отделение банка в кармане клиента».

Активно реализуется в Уралсибе и программа по цифровизации продуктов и процессов для бизнеса, что позволит получать качественные банковские услуги предпринимателям из разных регионов России, даже если в их населенном пункте нет офиса Уралсиба. Клиентский сервис и поддержку предоставляет центр дистанционного обслуживания бизнеса.

По итогам 2021 года Уралсиб Бизнес Онлайн вошел в топ‑10 лучших интернет­банков для бизнеса по версии консалтингового агентства Markswebb. А по итогам I полугодия 2022 года, согласно исследованию Skolkovo Fintech Hub, Банк Уралсиб вошел в топ‑10 самых инновационных банков России. В комментариях к рейтингу аналитики отметили, что Уралсиб, единственный среди исследуемых банков, имеет действующую венчурную студию.
SHUTTERSTOCK/FOTODOM

Новые вызовы

В 2022 году российские банки столкнулись с серьезными санкционными вызовами. Однако уровень цифровизации, достигнутый к этому моменту, позволил финансовой системе выстоять, а потребителям — продолжать пользоваться внутри России большинством привычных услуг. Опрос группы компаний Б1 показал, что, несмотря на отключение некоторых технологий, 61% пользователей не испытывали проблем при оплате гаджетами. Отключение от мировых платежных систем также прошло практически незамеченным: 64% респондентов используют карты «Мир», 54% продолжают использовать Visa, а 44% - Mastercard.

«Российские банки в 2022 году столкнулись с серьезными сложностями, связанными с международным давлением, а также с сокращением возможностей по операциям в валюте, отключением от международных платежных систем и снижением внутренней ликвидности. Однако за время, прошедшее с конца февраля, банковский сектор адаптировался к новым условиям. Уже несколько месяцев ситуация в этой сфере остается стабильной, некоторые показатели даже увеличиваются», — приводятся в исследовании слова Геннадия Шинина, партнера группы Б1, руководителя направления по оказанию услуг компаниям финансового сектора.

Конечно, банковской системе приходится решать новые задачи, прежде всего замещать программные продукты и оборудование иностранных производителей, ушедших из России. В условиях жестких санкционных ограничений отечественные банки и компании понимают, что рассчитывать нужно прежде всего на себя, и для многих это становится драйвером развития. По мнению директора по инновациям Банка Уралсиб Дмитрия Гришина, уже сейчас видно, как эволюционируют российские решения в области обработки и визуализации данных, платежей, биометрии и т. д.

Банк России, в свою очередь, готов создавать благоприятную среду для цифровой трансформации отрасли. Ориентиром для развития служит выпущенный регулятором проект основных направлений развития финансовых технологий на 2022−2024 годы. В нем обозначены следующие ключевые цели:

  • содействие внедрению инноваций;
  • повышение доступности, качества и ассортимента финансовых услуг в цифровом виде;
  • снижение рисков, связанных с использованием новых технологий, в том числе в сфере информационной безопасности;
  • сокращение издержек в финансовой сфере;
  • повышение конкурентоспособности российских технологий;
  • цифровизация взаимодействия Банка России с поднадзорными организациями.

Регулятор сообщает, что решать эти задачи планирует совместно с государственными органами и участниками финансового рынка.

Основные задачи Банка России

  • Реализация инфраструктурных проектов: совершенствование уже запущенных цифровых проектов и разработка новых решений.
  • Внедрение технологий в сфере регулирования: RegTech помогают финансовым организациям соблюдать SupTech используют регуляторы для надзора за деятельностью участников финансового рынка.
  • Введение экспериментальных правовых режимов: совершенствование законодательства для развития инноваций.
  • Усиление информационной безопасности: разработка и внедрение механизмов для противодействия киберугрозам и мошенничеству, для повышения качества аутентификации клиентов при удаленном предоставлении финансовых услуг.

Читайте также