В 2022 году российские банки столкнулись с серьезными санкционными вызовами. Однако уровень цифровизации, достигнутый к этому моменту, позволил финансовой системе выстоять, а потребителям — продолжать пользоваться внутри России большинством привычных услуг. Опрос группы компаний Б1 показал, что, несмотря на отключение некоторых технологий, 61% пользователей не испытывали проблем при оплате гаджетами. Отключение от мировых платежных систем также прошло практически незамеченным: 64% респондентов используют карты «Мир», 54% продолжают использовать Visa, а 44% - Mastercard.
«Российские банки в 2022 году столкнулись с серьезными сложностями, связанными с международным давлением, а также с сокращением возможностей по операциям в валюте, отключением от международных платежных систем и снижением внутренней ликвидности. Однако за время, прошедшее с конца февраля, банковский сектор адаптировался к новым условиям. Уже несколько месяцев ситуация в этой сфере остается стабильной, некоторые показатели даже увеличиваются», — приводятся в исследовании слова Геннадия Шинина, партнера группы Б1, руководителя направления по оказанию услуг компаниям финансового сектора.
Конечно, банковской системе приходится решать новые задачи, прежде всего замещать программные продукты и оборудование иностранных производителей, ушедших из России. В условиях жестких санкционных ограничений отечественные банки и компании понимают, что рассчитывать нужно прежде всего на себя, и для многих это становится драйвером развития. По мнению директора по инновациям Банка Уралсиб Дмитрия Гришина, уже сейчас видно, как эволюционируют российские решения в области обработки и визуализации данных, платежей, биометрии и т. д.
Банк России, в свою очередь, готов создавать благоприятную среду для цифровой трансформации отрасли. Ориентиром для развития служит выпущенный регулятором проект основных направлений развития финансовых технологий на 2022−2024 годы. В нем обозначены следующие ключевые цели: