БИЗНЕС-ТРЕНДЫ

Где прокачать стартап и как привлечь инвестиции

Многие зарубежные компании, занимающие большую долю российского технологического рынка, прекратили работу в нашей стране. Пришло время заполнять пустующие ниши. Первым шагом на пути к привлечению инвестиций может стать участие в акселерационной программе.
SHUTTERSTOCK/FOTODOM
Акселераторы предназначены прежде всего для высокотехнологичных компаний, которые хотят выйти на рынок с новым решением или повысить продажи уже имеющегося продукта. Для этого предприниматель и его команда проходят интенсивное бизнес-обучение, которое включает в себя лекции, семинары, мастер-классы, экспертизу проектов, консультации и помощь специалистов, нетворкинг. Длится такое обучение от нескольких дней до нескольких месяцев.

Акселераторы могут быть платными (стоимость достигает полумиллиона руб­лей) и бесплатными. Часто безвозмездное участие предлагают крупные корпорации, чтобы отобрать лучшие инновационные решения под потребности своего бизнеса. Информацию можно найти на сайтах компаний или на площадках агрегаторов, которые аккумулируют сведения о старте ближайших программ.

Бесплатные акселераторы регулярно запус­кают различные государственные структуры или федеральные институты поддержки бизнеса: например, Корпорация МСП, фонд НТИ, фонд «Сколково», Фонд развития интернет-инициатив.

Кроме того, есть деление на программы для новичков (тех, кто хочет улучшить предпринимательские навыки и вывести проект на следующий уровень) и более зрелых стартапов (которые намерены увеличить свою долю на рынке).

Завершается акселератор так называемым Demo-day, когда финалисты демонстрируют свои пилотные проекты инвесторам, партнерам программы и корпоративным заказчикам.
Акселерационные программы — это интенсивы, которые включают в себя обучение, помощь экспертов и нетворкинг, необходимые для роста бизнес-проекта.
SHUTTERSTOCK/FOTODOM
В столице одной из лучших площадок для стартапов и масштабирования инновационных решений стала программа «Московский акселератор». Это совместная инициатива Агентства инноваций Москвы и фонда «Московский инновационный кластер», реализуемая при поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы.

На площадке «Московского акселератора» эффективно взаимодействуют городские структуры, корпорации (отраслевые лидеры) и стартапы. В результате выигрывают все. Город получает инновационные решения и продукты под любой запрос. Корпорации значительно экономят средства, поскольку им не приходится нести затраты на органи­зацию собственного акселератора и сбор релевантной воронки стартапов. А для участников «Московский акселератор» — это самый короткий и прямой путь к сотрудничеству с городскими структурами и крупными компаниями.

«Программа «Московский акселератор» стала победителем авторитетной международной премии Global Business Outlook Awards 2022, — сообщает Агентство инноваций Москвы на своем сайте. — Премия вручается проектам в различных секторах экономики, которые вносят значительный вклад в развитие бизнеса, а также задают тренды развитию отрасли. Экспертное жюри признало программу сильнейшей в номинации «Лучшая акселерационная программа».

Критерии отбора

Каждый акселератор составляет свои критерии. Как правило, они затрагивают несколько базовых составляющих:
  • стадия готовности продукта;
  • наличие/отсутствие продаж;
  • размер команды, ее состав и компетенции;
  • выручка стартапа за определенный период;
  • регион регистрации стартапа;
  • задачи, которые решает продукт.

Преимущества участия

Акселератор — это всегда интенсивная модель развития стартапа. Преимущества участия в подобных программах:
  • консультационные услуги отраслевых экспертов, юристов, бухгалтеров, финансистов;
  • профессиональная экспертиза проекта;
  • возможность найти новые точки развития и улучшить экономические показатели проекта;
  • обретение новых деловых знакомств с потенциальными инвесторами и другими участниками акселератора;
  • возможность запустить пилотный проект с партнером программы;
  • постакселерационная поддержка стартапа.
За три года, прошедшие с момента запуска программы, проведено 13 отраслевых треков, участники которых привлекли свыше миллиарда рублей инвестиций. Каждый трек был посвящен отдельному направлению: умному производству, транспорту, маркетингу, инжинирингу, банковскому делу и финансам и др.

В процессе обучения «Московский акселератор» помогает команде доработать продукт, оптимизировать бизнес-процессы, подготовить план продвижения и увеличить выручку. По завершении акселератора выпускники представляют проекты корпорациям и инвесторам и получают шанс запустить свой пилот. Один из ярких примеров — трек Future Bank с Банком Уралсиб. Участие в нем позволило молодым технологическим компаниям выстроить новые партнерские отношения и усовершенствовать свой продукт, а банку — найти технологии, которые позволяют решать актуальные бизнес-задачи.

В 2022 году «Московский акселератор» перезапущен в новом формате. Теперь в программе нет разделения на отрасли, после прохождения отбора стартапы могут сразу начать работу с корпорациями и напрямую предлагать им свои продукты.

Грант до 2 млн руб.

С апреля 2022 года любые столичные технологические компании и стартапы, тестирующие продукты и сервисы на объектах Москвы, могут получить компенсацию до 2 млн руб. Грант может покрыть расходы на логистику, страхование, сертификацию, монтаж или демонтаж и на другие услуги.

Подать заявку на получение гранта можно на портале i. moscow

Стартапы в Уралсибе

Дмитрий Гришин,
директор по инновациям Банка Уралсиб:
Мы работаем с «Московским акселератором» более двух лет. Во-первых, здесь всегда высокий уровень стартапов-участников, которые разрабатывают по-настоящему интересные и уникальные решения. Во-вторых, прекрасные менеджеры, которые всегда четко выполняют свои обязательства. В‑третьих, для нас важны прозрачные бизнес-отношения, когда все процессы очевидны и понятны.

Мы тестируем многие решения стартапов, прошедших акселератор, а некоторые уже используем. Например, внедрили пилотный проект по оптимизации работы с СРА‑сетями от компании Adv.Cake. Как крупный банк, Уралсиб, естественно, заинтересован в привлечении новых клиентов и партнеров. Мы создаем продукты, которые адресованы разным целевым аудиториям. И одна из задач — донести рекламные объявления о своих продуктах сразу до большого количества потенциальных пользователей. В этом нам и помогла инновационная разработка от Adv. Cake, которая через одно окно — рекламный кабинет с подробной статистикой — связывает нас с большим количеством владельцев популярных сайтов и блогеров. В кабинете мы можем увидеть, какие блоги и сайты приносят нам наибольшее количество потенциальных клиентов, каких новых блогеров подключает для нас Adv.Cake. Благодаря единому договору мы смогли оплачивать работу подрядчиков по одному счету. А сейчас стартап разработал для нас возможность подключать неограниченное количество сайтов и блогов и управлять ими, что существенно оптимизировало нашу работу с рекламой.

Что касается будущих участников, то прежде всего мы заинтересованы в проектах, отвечающих решениям задач бизнеса. Наше фокусное направление — рост числа клиентов банка. Второе направление — увеличение ценности для клиентов: партнерские продукты и различные сервисные услуги. Кроме того, нас интересуют транзакционные сервисы, так как Уралсиб является BIN‑спонсором для 40 других банков, а также сервисы, направленные на снижение операционных расходов.


Читайте также