БИЗНЕС-ТРЕНДЫ

Уралсиб — один из лидеров в работе с инновациями в банковской сфере

Банковская отрасль встала на рельсы цифровизации одной из первых и уверенно движется по ним, ускоряясь с каждым годом. Но возникают новые вызовы, а с ними и новые задачи. Для их решения в Ассоциации российских банков (АРБ) в конце 2022 года был создан комитет по инновациям, руководителем которого стал директор по инновациям Банка Уралсиб Дмитрий Гришин.
SHUTTERSTOCK/FOTODOM
Дмитрий Гришин
руководитель комитета по инновациям АРБ,
директор по инновациям Банка Уралсиб
Дмитрий, вы возглавили комитет по инновациям АРБ. В чем вы видите свои главные задачи на этом посту?

АРБ — это экспертная площадка, отражающая позицию отрасли. Основная задача комитета по инновациям — содействовать тому, чтобы появлялось больше новых сервисов для банков, а также транслировать рынку их запросы и актуальные потребности. Например, уход ряда компаний потребовал замены сервисов в области цифрового маркетинга, аналитики и т. п.

Когда мне поступило предложение создать комитет по инновациям, я предложил сфокусироваться на партнерской работе, выравнивании общего информационного поля и, главное, создании пространства, в котором банки, стартапы, вузы могли бы обмениваться идеями, запросами и предложениями. Это очень ценно, так как бизнес B2B — это всегда вопрос доверия и репутации, длинный цикл продаж, а мы в таком формате можем значительно сократить сроки создания инноваций и снизить для стартапов барьеры для входа.

Важно отметить, что если крупные игроки рынка, такие как наш банк, уже имеют собственные конвейеры по работе с инновациями, R&D-центры, венчурные студии и другие форматы работы с открытыми инновациями, то в небольших банках этого нет.

Комитет по инновациям станет для них своеобразным Shared Innovation Centre (совместным инновационным центром. — Прим. ред.), выполняя очень специализированную функцию, требующую уникальных компетенций и нетворка. В Силиконовой долине шутят, что для того, чтобы вырастить опытного венчурного инвестора, требуется 10 млн долл. списанных инвестиций и 10 лет опыта. Так и в инновациях: нужны несколько лет практики, насмотренность, натренированная на сотнях проектов, и репутация на рынке.

В нашем банке работа с инновациями ведется с 2019 года. За год через наш конвейер проходит до тысячи проектов, мы создали разветвленную сеть партнеров из нескольких десятков инновационных хабов, центров как в России, так и в соседних странах. Все это позволяет Уралсибу быть одним из лидеров в работе с инновациями в банковской сфере.

Представители каких еще организаций входят в комитет?

В состав комитета входят представители разных банков — директора по инновациям, по цифровизации или цифровой трансформации. Поскольку платежи — одно из самых востребованных направлений, мы рады тому, что к нам присоединились топ-менеджеры из Национальной системы платежных карт (НСПК) и Ассоциации электронных денег. Кроме того, в состав комитета вошли представители экосистемы работы со стартапами: «Сколково», Агентство инноваций Москвы, Технологическая долина МГУ, ассоциация «Финтехстарт». Информационную поддержку нам оказывают популярные журналы и web-ресурсы: «Национальное банковское обозрение», «Плас», Global CIO.

Состав комитета будет дополняться. Я надеюсь, что в его состав вой­дут представители других банков, которые решают схожие задачи по цифровизации и развитию.

Дмитрий Гришин

  • Работает в банковской сфере с 2005 года, в Банке Уралсиб — с 2020 года.
  • Имеет большой опыт в работе с инновациями, в разное время занимал руководящие должности в Российском фонде технологического развития, Фонде развития промышленности.
  • Ведет авторские курсы по финтеху при НИУ ВШЭ, эксперт Центра НТИ по распределенным реестрам на базе СПбГУ, соорганизатор летней школы «Мастерчейн».
Какие цели ставит перед собой комитет?

Одна из задач, которые мы решаем, — выработка позиции отрасли относительно предлагаемых регулятором (Банком России) инициатив. Я рассчитываю, что мы сможем активнее пилотировать инновации в регуляторной песочнице ЦБ.

Расскажите, пожалуйста, о ключевых направлениях работы комитета.

Первое — мы готовим к запуску общебанковскую программу скаутинга (поиска) перспективных проектов под целевые запросы. Для проектов это возможность представить свои наработки сразу нескольким десяткам банков. Затем каждый банк сам принимает решение о пилоте с участником. Для банков это возможность оптимизировать свои затраты на поиск таких проектов. В дальнейшем я ожидаю, что это станет ежегодным форматом, участие в котором будет must have для финтех-проектов.

Вторая инициатива, которая нашла большой отклик, — это создание и проведение образовательной программы «Финтех». Сейчас мы прорабатываем ее наполнение. Она должна позволить ее слушателям овладеть всем инструментарием практических инструментов, которые используются в цифровых банках, таких как Уралсиб, Альфа-Банк и т. п. Для региональных банков это эффективный способ повысить квалификацию своего персонала, для участников с открытого рынка — возможность получить привлекательный оффер от лидеров рынка.

Мы также обсуждаем выпуск первого в России Fintech guide — путеводителя по миру финансовых технологий. Эксперты комитета оценят более сотни уже отобранных проектов в 12 категориях и составят реестр наиболее эффективных решений, готовых для внедрения. Возможно, такой формат также станет регулярным, а попадание на первые места в рейтинге — заветной целью для проектов и стартапов.

Можете ли вы уже подвести первые итоги?

Пока рано об этом говорить, так как только недавно мы провели первое установочное совещание. Можно отметить высокую активность участников и их ориентацию на практические эффекты от работы комитета.

Насколько финтех сегодня важен для банковской отрасли в целом и для работы каждого отдельного банка?

Центральный банк — главный создатель финтеха в России. Он ведет и финансирует большое количество инфраструктурных проектов, на основе которых потом мы, банки, создаем новые продукты или новые модели обслуживания клиентов: например, Единая биометрическая система, проект «Цифровой профиль», маркетплейсы финансовых продуктов, Система быстрых платежей.

Банки неустанно конкурируют за удовлетворенность и внимание клиентов, за то, чтобы первыми предложить им продукты. Сокращение time-to-market — один из ключевых аспектов острой конкурентной борьбы между банками.

Привлекая внешние проекты, мы усиливаем наше продуктовое предложение или повышаем качество клиентского сервиса. Невозможно да и не нужно разрабатывать внутри банка все сервисы, когда на рынке есть большое количество отличных сервисов. Находить их, создавать совместные продукты — для этой цели и служит инновационный конвейер Банка Уралсиб. Аналогичной модели придерживаются и другие коммерческие и государственные банки.
Как бы вы оценили уровень цифровизации банковской отрасли РФ на сегодняшний день?

Российский банковский сектор — один из самых цифровизированных сегментов национальной экономики. На мировом уровне мы входим в десятку ведущих стран по развитию финтеха, его многообразию, доступности услуг, уровню проникновения и частоте использования. Однако существует большой разрыв между банками из топ‑20 и небольшими региональными банками. Поэтому есть большой потенциал в создании цифровых нишевых продуктов, в цифровизации моделей взаимодействия бизнеса между собой, между бизнесом и государством в различных проявлениях.

Большим событием 2023 года станет запуск в промышленное использование платформы цифрового рубля — третьей формы национальной валюты. Это может стать вызовом для банков в части управления ликвидностью, получения доходов от дешевых пассивов, а также изменения цепочек оплаты в больших, комплексных проектах с тысячами участников. Физическим лицам это упростит процесс взаимодействия с банковской системой с использованием льгот и пособий, так как аккаунт цифрового рубля будет находиться на платформе ЦБ РФ, а банки будут обеспечивать доступ к нему для своих клиентов.

Насколько Банк Уралсиб соответствует требованиям времени в плане развития инноваций?

Мне всегда приятно отмечать тот факт, что наш банк стабильно входит в топ‑10 цифровых банков России по версии «Сколково», а также в другие рейтинги, подчеркивающие нашу инновационность и технологичность. Я много общаюсь с коллегами из отрасли, выступаю на конференциях и внутренних мероприятиях других банков как приглашенный спикер или модератор и хотел бы отметить, что наш опыт создания и работы инновационного конвейера всегда привлекает особое внимание аудитории. Прагматичный подход топ-менеджмента банка к инновациям позволил нам сфокусироваться на создании ценности для наших клиентов и акционера, избежав того, что, по меткому выражению коллег из Фонда развития интернет-инициатив, носит название «театр инноваций», когда средства вкладываются в прозрачные банкоматы, робособак и другие wow-эффекты.

Сейчас в нашем банке есть целый набор направлений работы с инновациями, которыми мы оперируем совместно с коллегами из других дирекций («Лаборатория идей», «Венчурная студия»). Мы в дирекции инновационного развития 2023 год видим годом коллаборативных проектов: кросс-индустриальные проекты, партнерства, интеграции с инфраструктурными решениями телеком-операторов, интернет-ресурсов.

Читайте также