Дмитрий, вы возглавили комитет по инновациям АРБ. В чем вы видите свои главные задачи на этом посту?
АРБ — это экспертная площадка, отражающая позицию отрасли. Основная задача комитета по инновациям — содействовать тому, чтобы появлялось больше новых сервисов для банков, а также транслировать рынку их запросы и актуальные потребности. Например, уход ряда компаний потребовал замены сервисов в области цифрового маркетинга, аналитики и т. п.
Когда мне поступило предложение создать комитет по инновациям, я предложил сфокусироваться на партнерской работе, выравнивании общего информационного поля и, главное, создании пространства, в котором банки, стартапы, вузы могли бы обмениваться идеями, запросами и предложениями. Это очень ценно, так как бизнес B2B — это всегда вопрос доверия и репутации, длинный цикл продаж, а мы в таком формате можем значительно сократить сроки создания инноваций и снизить для стартапов барьеры для входа.
Важно отметить, что если крупные игроки рынка, такие как наш банк, уже имеют собственные конвейеры по работе с инновациями, R&D-центры, венчурные студии и другие форматы работы с открытыми инновациями, то в небольших банках этого нет.
Комитет по инновациям станет для них своеобразным Shared Innovation Centre (совместным инновационным центром. — Прим. ред.), выполняя очень специализированную функцию, требующую уникальных компетенций и нетворка. В Силиконовой долине шутят, что для того, чтобы вырастить опытного венчурного инвестора, требуется 10 млн долл. списанных инвестиций и 10 лет опыта. Так и в инновациях: нужны несколько лет практики, насмотренность, натренированная на сотнях проектов, и репутация на рынке.
В нашем банке работа с инновациями ведется с 2019 года. За год через наш конвейер проходит до тысячи проектов, мы создали разветвленную сеть партнеров из нескольких десятков инновационных хабов, центров как в России, так и в соседних странах. Все это позволяет Уралсибу быть одним из лидеров в работе с инновациями в банковской сфере.
Представители каких еще организаций входят в комитет?
В состав комитета входят представители разных банков — директора по инновациям, по цифровизации или цифровой трансформации. Поскольку платежи — одно из самых востребованных направлений, мы рады тому, что к нам присоединились топ-менеджеры из Национальной системы платежных карт (НСПК) и Ассоциации электронных денег. Кроме того, в состав комитета вошли представители экосистемы работы со стартапами: «Сколково», Агентство инноваций Москвы, Технологическая долина МГУ, ассоциация «Финтехстарт». Информационную поддержку нам оказывают популярные журналы и web-ресурсы: «Национальное банковское обозрение», «Плас», Global CIO.
Состав комитета будет дополняться. Я надеюсь, что в его состав войдут представители других банков, которые решают схожие задачи по цифровизации и развитию.