ГОСТИНАЯ

Григорий Гладков: Национальная идея — это дети!

Он написал рекордное количество детских песен и вошел в Книгу рекордов Гиннесса, его «Пластилиновая ворона» стала мемом, а гитара и шляпа — неизменными атрибутами не только на сцене, но и в жизни. Он способен в одиночку дать концерт или поставить мюзикл. Об оптимизации ресурсов на артистической ниве и творческом потенциале земли Русской Григорий Гладков рассказал в интервью журналу «Уралсиб».
Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости
Григорий Васильевич, вы, хабаровчанин по рождению, в последнее время все чаще воспеваете Дальний Восток. Что это? Ностальгия?

Я всегда говорю, что родину — пусть это будет город или деревушка, берег моря или реки, неважно — выбирает нам бог, а место, где уйти, выбираем мы сами. Я действительно родился в Хабаровске, а любимым городом считаю Благовещенск — будь у меня вторая жизнь, я бы жил именно там. Уже десятый год председательствую в жюри фестиваля «Детство на Амуре». Название придумал сам, представив, что было бы, не увези меня маленького родители на Большую землю — так же пел бы и читал стихи, как мои конкурсанты. Такое вот возвращение в детство сам себе придумал. Это уникальное место! Сегодня город можно назвать русско-­китайским, ведь на другом берегу Амура — соседний Хэйхэ, поэтому и совместных проектов по спорту и культуре не сосчитать.

Опишите атмосферу, которая царит на фестивале. Удалось ли воплотить ту детскую мечту?

Я думаю, да. Первая часть действа у нас проходит в Благовещенске (это инициатива управления культуры города), вторая — в гостях. Переплываешь Амур и попадаешь в другую реальность. В этом году сдали автомобильный мост, ждем, когда его откроют, а пока активно строится канатная дорога. Общаться все проще! Начинали мы с песенного, вокального конкурса, а теперь у нас уже целых пять крупных номинаций.

Одна из которых, надо полагать, хореография?

Нет, ее пока нет. Зато есть народно-­прикладное творчество, поэзия (китайские дети читают стихи на русском языке!) и живопись. А пятая номинация нас здорово выручила в пандемию: премия за создание кино- и мультфильмов «Киномурчик». У нас и страница есть: одну ведут китайские друзья, другую — я. В этом году будет десятый, юбилейный фестиваль, и мы к нему уже готовимся.
С дочерью Александрой, выпускницей Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина при Малом театре на концерте «Песни Булата Окуджавы», бард-кафе «Гнездо глухаря», 2022 год.
Фото: Архив фотобанка/FOTODOM
Участники только из Дальневосточного региона?

В основном да, он ведь довольно большой. Из столицы пока не едут, а зря: сообщение хорошее, я бы советовал. Плюс упрощенная визовая система с соседом. Где еще получится так много всего посмотреть? Две страны, две цивилизации, две планеты. Благодаря проекту я побывал не только в Хэйхэ, дошел аж до Шанхая! (Смеется.) Стал членом их русского клуба, ездил в Пекин и другие города, прекрасно отдохнул на курортном острове Хайнань.

Вы упомянули пандемию. Как плодовитый автор использовал локдаун, увеличил репертуар вдвое?

Кино смотрел. Что ж вы думали — прямо заперли и пишешь? Отдыхать тоже когда-то надо. Перебрал мысли, сочинил несколько песен. Сходил на рыбалку в кои-то веки Артист — это ж не приговор, не капкан.

Тем не менее многие жаловались, что вынуждены отказаться от гастролей. Понимаю их. Но давайте подумаем: что такое гастроли? Это предприятие, где артист становится работодателем для нескольких человек, вплоть до администраторов и билетеров. Они получают зарплату, а он, как раб на галерах, не может себе позволить ни заболеть, ни отдохнуть: он колесит и чешет. Это от русского слова «чес», но можно сказать красиво: «тур». И вот он из тура в тур кормит эту команду. Любой его простой отражается на этих людях, на их доходе и благополучии их семей. Поэтому я ушел от этой формы. Уже давно у меня спонтанные гастроли: я сосредоточился в рамках фестивалей, а там обязательно есть сольный концерт, мастер-класс, встречи со зрителями, отдых с дороги и перед отъездом. Есть возможность адаптироваться и настроиться, особенно если меняешь часовой пояс.

Какие фестивали можете выделить из ныне действующих?

Из последних, которые запали мне в душу, я бы назвал хабаровский «Анимур». Рад, что на моей родине получила развитие анимация, что родилась студия «Мечтолет», где делают сериал «Рюкзачки» для Китая на английском и даже получили грант. Я рад, что моя дочь Александра будет его озвучивать — она прекрасна в этой профессии, занимается дубляжем с детства. Она окончила театральное училище имени Щепкина при Малом театре, где сценическую речь преподают на высоком уровне, и уже применяет эти навыки на папиной родине, в Хабаровске, и на своей, в Москве.
С дочерью Александрой на красной дорожке перед началом церемонии вручения Российской национальной музыкальной премии «Виктория — 2021» в Государственном Кремлевском дворце, 2021 год.
Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости
С таким папой как не овладеть устным творчеством!

На сцену ее действительно вывел я: научил играть на гитаре, мы пели дуэтом. Саша объездила со мной 12 стран, а в Москве училась в той же школе, где и дети Булата Окуджавы, и, вдохновленная, недавно сделала спектакль «Ах, Арбат, мой Арбат!», за который получила премию «На благо мира».

Наверняка это ваша общая победа.

Я не буду скрывать, что много помогаю детям. Считаю, что самое дорогое, что родители могут им дать, — это свое время. Мои мама с папой так делали — теперь моя очередь. Но и почва благодатная: мои дети инициативные и старательные. Дочь потихоньку начинает заниматься озвучанием на «Союзмультфильме» и других студиях, но и простых ремесел не чурается: окончила автошколу и получила права, затем прошла курсы стилистов, занимается макияжем, дизайном.

Кроме Александры, у вас есть еще сын Павел. Кем он стал?

А сын увлекся спортом: играл в водное поло за ЦСКА ВМФ, затем дебютировал в роли комментатора, а в этом году получил диплом спортивного журналиста. И уже включается в процесс: недавно комментировал финал чемпионата по водному поло из Катара в паре с заслуженным мастером спорта Александром Кабановым, отец которого был олимпийским чемпионом по водному поло. Паша, как и его сестра, сам выбрал дорогу. Я горжусь обоими. Конечно, чутко следил, куда кого тянет, и поддерживал в любом выборе.
Хорошо, когда выбор есть. Но ведь все профессии не покажешь, все равно получается яблоко от яблони…

Нужно вовлекать в жизнь, постепенно нащупывая подлинное. Дочь, поездив со мной по городам и весям, однажды сказала: «Папа, я петь не хочу. Хочу быть актрисой». Но к тому моменту она понимала, что это значит: я возил ее в творческий лагерь «Киноежик». Дети в нем и летом, и на зимних каникулах снимают кино под руководством взрослых, а в конце смены мы устраиваем настоящий кинофестиваль и награждаем детей по номинациям, вплоть до гримера, до актера второго плана. Ребята все делают сами, но за спиной стоят наставники. За смену выходит 5−6 фильмов, а в процессе производства лагерь посещают с мастер­классами специалисты (гримеры, режиссеры и операторы) и рассказывают о своей работе. С детьми надо заниматься: и со своими, и с чужими, заполнять их свободное время, ловя возраст поиска, пока они еще почемучки. Мы ищем национальную идею? Так вот она! Национальная идея — это дети! Если дать соответствующее образование, через несколько лет мы увидим совершенно новый, чудесный мир.

Фото: Архив фотобанка/FOTODOM
Чтобы увидеть новый, нужно сохранить старый — незыблемые ценности. Что из прошлого дорого вашему сердцу?

С радостью наблюдаю, как в наши квартиры возвращается винил. Словно круг замкнулся: были бобины, потом кассеты, затем диски, флешки… и вновь шуршит проигрыватель. Теперь я мечтаю выпустить несколько пластинок. Еще у меня есть 12-струнная гитара, на которой я сыграл всю свою «Пластилиновую ворону», и шляпа из той эпохи. При желании могу выставить их на аукцион, если потребуется собрать необходимую сумму на запись.

Сейчас люди активно пользуются услугой краудфандинга, тот же аукцион.

Знаю об этом способе и обеими руками поддерживаю решившихся, но пока не нашел времени и сил, чтобы нырнуть с головой в этот процесс. Зато меня неожиданно выставили на соискание гранта, хотя я его и не искал особенно. (Смеется.) Наверное, просто надо дождаться момента, когда появится нужный человек или люди, и тогда все сложится.

Так же, как сложилось с ансамблем «Кукуруза»? Как вы, кстати, в него попали?

Мы группу создали вместе с друзьями. Когда из Ленинграда в столицу переехал, это был мой первый московский проект. Музыку для него я написал раньше, пока мотался между Питером и Москвой, а потом мой друг Сергей Сенчило позвал меня в ансамбль, играющий кантри­музыку. В составе были чех, венгр и барды. Я кантри всегда любил, и вот летом 1983 года мы собрались. Они исполняли только американскую музыку, а я спел свои, и им понравилось! Песня «Пой, Вася» стала хитом, мы записали пластинку на «Мелодии», куда вошли 11 моих песен и 3 инструментальные — ребят. А потом нас позвали на телепередачу «Музыкальный киоск», и надо было как-то назваться. Имя «Кукуруза» было придумано наспех, но тут же пошло в народ. Потом нас приглашали и в «Шире круг», и в «До 16 и старше»… Помните такие культовые программы? В общем, я стал и продюсером, и крестным отцом проекту, который существует и поныне, меняются только солисты.

Сами вы там, похоже, надолго не задержались.

Тогда я был, что называется, на пике славы. После «Пластилиновой вороны» хлынул огромный поток заказов в основном из театров кукол! Спрос был настолько мощным, что я забросил гастроли и концерты. Делал по четыре спектакля в месяц, и это было интересно: то народная сказка получалась, то фантастика. Мне нравилось перевоплощаться, а рядом со мной были великолепные музыканты: Алексей Петров на клавишах, гитарист Владимир Густов. Потом был фильм «Сказки старого волшебника», где я экспериментировал со звучанием — там солировали флейта и челеста. А потом грянула перестройка. Денег на культуру не стало, все рухнуло и поднималось потом очень долго. Сейчас, к сожалению, опять стагнация, но нам не впервой преодолевать любые кризисы.
С футболистами «Старко».
Фото: Александр Вильф/РИА Новости
Зато появилось понятие «финансовая грамотность». Поскольку у нас банковский журнал, не могу не спросить: как вы относитесь к идеям частного инвестирования?

Я не играю на фондовых рынках, если вы об этом, но верю в недвижимость. Если есть средства, то это лучший актив, главное — грамотно оформить документы. Все остальное ненадежно, я имею в виду материальное. А вот вложения в образование детей — лучшее, что можно придумать. Знаю случаи, когда ребенок из бедной семьи стараниями родителей становится мастером своего дела — будь то наука или спорт — и надежной опорой родным. Ну и здоровье: болеть нельзя, а значит, своевременно обращаемся к докторам и занимаемся спортом. Я, например, каждое утро обливаюсь холодной водой и много лет играю в футбольной команде «Старко».

Это та, что состоит из звезд отечественного кинематографа и шоу-бизнеса?

Она самая. Кстати, абсолютно рыночный продукт. Идея возникла в 90-е годы у Юрия Давыдова — основателя группы «Зодчие», в которой когда-то играли Сюткин, Лоза, Шевченко, а с ними и я ездил на гастроли. С перестройкой ансамбль развалился, как и вся гастрольная система, и Юра создал артистическую футбольную команду — финансовый проект: бизнесмены играли с артистами, а потом мы давали и до сих пор даем сборный концерт. Это или корпоратив крупного предприятия или, например, дни города. Мы часто соревнуемся на поле с руководителями местной администрации, а горожане болеют за них, чтобы потом послушать нас. Мы с удовольствием общаемся с публикой, раздаем автографы. Мы совсем не чванливые, поэтому модель успешна. До пандемии мы даже провели несколько чемпионатов мира под названием «Арт Футбол» на стадионе «Локомитив» с артистическими сборными разных стран. Пандемия остановила и это, но Давыдов не растерялся и придумал состязания с ветеранами олимпийского спорта России — против нас играли и Горлукович, и Прудников.

А «за нас» — кто?

А все, кто в данный момент свободен: и Мацуев встает в команду, когда может, и Запашный. Сергей Крылов, Михаил Гребенщиков, Влад Топалов, Илья Авербух, Ромарио, ребята из театра оперетты. Иногда играем и в хоккей. Летим, набираем состав, Юрий Давыдов стоит на воротах. Правда, перед началом матча предупреждает: «Давайте договоримся сразу: концерт дает тот, кто выиграет!» Но это, конечно, шутка: играем честно! На льду — искрометные Александр Иванов из «Рондо», Иракли, Дима Харатьян, который иногда эти матчи и ведет; Марат Башаров, Валерий Дайнеко, Валерий Ярушин. Даже рэперы молодые присоединяются, потому что проект действительно жизнеспособный. Недавно вот был матч в Томске.

Похоже на корпоративный спорт.

Так это он и есть. Наш артистический цех — и различные отраслевые команды. Мы проводим чемпионат «Кубок добра»: с нами играют сборные банков, страховых компаний — четвертьфинал, полуфинал и, наконец, борьба за звание чемпионов. Движение — жизнь, ну и музыка всегда с нами, а как по-другому?

Беседовала Анна Чистоделова

Читайте также