ГОСТИНАЯ

Янина Мелехова: «Главное в моей жизни — свет рампы и команда «Мотор!»

Она снималась у Тодоровского, Грачевского и Прошкина, делила кадр с Ильиным, Мироновым и Буруновым, играла и танцевала на театральных подмостках. Сегодня требовательная к себе актриса осваивает режиссерское дело, развивает собственный бизнес и блистает в роли Анны Карениной в топовом спектакле Московского современного художественного театра.
Фото: Михаил Рыжов
Янина, видела вас в фильме «Французский мастер» Юсупа Разыкова. Смелая работа! А почему успешная актриса решила податься в режиссеры?

На самом деле я уже ставила спектакли, и немало. Актерское образование и опыт работы на сцене вполне позволяли это делать, но так совпало, что во время пандемии, когда многие проекты были заморожены, я подумала, почему бы не уделить время учебе. Поступила в ГИТИС на режиссера музыкального театра. Несмотря на то что у меня папа режиссер, мама балетмейстер и я выросла за кулисами театра, учеба оказалась продуктивной и полезной. Я уже активно применяю новые знания, полученные от мастеров в постановочной работе. Еще на этапе подготовки к вступительным экзаменам я влюбилась в дисциплину «музыкальная драматургия», которая учит, как выстраивать сцену по нотам, не глядя в текст. Оказалось сложно, и потому этот предмет для меня стал самым интересным.

Как вы действовали раньше и как сейчас применяете новые знания на практике?

До учебы я ставила спектакли интуитивно. Тем не менее это были достаточно успешные проекты: джазовая музыкальная постановка о Мэрилин Монро «Трагедия маленькой девочки»; несколько лет я была режиссером и продюсером спектаклей в международном проекте для русскоговорящих жителей Дании и Швеции. Но на таланте и интуиции долго не протянешь. Учеба дает мне не только знания, но и профессиональную уверенность. Например, я бы не решилась взяться за постановку мюзикла «12 стульев» без режиссерского образования. Спектакль идет в Чебоксарах и в 2022 году вошел в пятерку самых значимых культурных событий Чувашии, что для меня важно и очень приятно. Это стало возможным благодаря многолетней дружбе с Чебоксарским международным кинофестивалем, куда я впервые приехала с фильмом Бориса Грачевского «Между нот, или Тантрическая симфония».
Фото: Дмитрий Дубинский
Легко ли удается совмещать режиссуру с актерской работой?

Многие режиссеры не любят, когда актеры имеют режиссерское образование. Если артист не мудрый, он свои знания будет использовать против себя. Важно понимать и разделять, где ты находишься и что ты делаешь сейчас. Когда я актриса, я пластилин и полностью подвластна режиссеру. Совершенно другой человек Янина Мелехова — руководитель. Строгая, требовательная, но при этом хвалит и радуется, как ребенок, когда все получается. А совмещать эти амплуа, еще и учебу мне удается благодаря тому, что, во‑первых, мой мастер курса в институте — это Александр Федоров, руководитель театра ДМТЮА, где я служу в качестве актрисы. Во-вторых, Александр Львович доверил мне, и я это очень ценю, режиссерскую практику в театре — я ведущий режиссер нескольких спектаклей. Таким образом, не выходя из здания, я и режиссер, и актриса. Но и в ДМТЮА, и в других театрах я стараюсь не смешивать эти две профессии. Искренне считаю, что это плохая практика. Я не вижу себя со стороны и не могу поправить в таком ракурсе, как хотелось бы режиссерски, идя на поводу у актерского нутра.

С одной стороны, график сумасшедший, с другой — мне тяжело отказываться, все само собой складывается: мне удается совмещать несколько профессий, мест работы и даже ездить на гастроли. К примеру, с театром МСХТ за прошлый сезон я сыграла Анну Каренину в 40 городах России.

Звучит красиво, но любые гастроли — дело изнуряющее. Как удается держать форму?

По утрам после выступлений я чувствую себя так, будто предыдущие сутки целиком провела в спортзале. А ведь я физически подготовлена! Поэтому важно накануне и в день спектакля не позволять себе излишеств: никакого алкоголя, недосыпа. Внешность — наш инструмент. Перед спектаклем — экспресс­методы ухода за лицом и телом: массаж, маска. Убрать отечность после ночных перелетов помогает упражнение «тараканчик» — ложишься на спину и импульсивно трясешь руками­ногами. Звучит смешно, но действительно помогает. Бодришь себя как можешь, ведь надо играть Каренину, а она сама свежесть, грация, очарование, особенно в самом начале действа. Метания и слезы по сценарию — потом, ближе к финалу. (Смеется.) В любом случае спектакль состоится: болит спина, голова, озноб — выпил таблеточку и на сцену! А она, как известно, лечит.

А еще известно, что актеры старой школы лечились народными средствами. Сегодня любовь к зеленому змию, наверное, не в фаворе?

Да, сегодня в почете ЗОЖ. Ведь как начинается для многих — на ночь, чтобы уснуть, перед выступлением для куража. Но мы учимся на чужих ошибках. Поэтому на сон грядущий лично я могу валерьянки принять, не более. Хотя не скажу, что мы святые: отыграли спектакль — и по номерам. Нет, когда завтра выходной, можно и расслабиться. Но если впереди новый выход, ты просто не имеешь права злоупотреблять доверием зрителей. Театр — это не менее ответственный бизнес, чем, допустим, продуктовый. Не дай бог, люди отравятся из-за твоих поставок — будет скандал, и поделом! Так почему мы вправе халтурить здесь?
А звездная болезнь существует или это тоже пережиток прошлых эпох?

В чистом виде я ни разу ее не наблюдала: все мои партнеры и коллеги были корректными. Но работала с одним известным актером, который доводил до слез всех вокруг перед съемками его крупного плана. Я однажды подошла к гримеру, которая пять минут назад рыдала от его нападок, и спросила, каково ей. А она ответила: каждый раз я сначала плачу, а потом подхожу к монитору, смотрю на его игру и все прощаю.

Почему так происходит?

У актеров психика особенная. Вот говорят: «Ой, она артистка, поэтому скандалит и кривляется». Я же считаю, что она, наоборот, артистка именно в силу своего психотипа. Актеры — эмоционально чувствительные, как дети, особенно мужчины. Отчасти поэтому сейчас мы наблюдаем острую нехватку амплуа героя.

Фото: Светлана Клаус
Разве? По-моему, каждый второй сейчас «секс-символ».

Это другое. Я говорю именно о характере. Герой — это человек, который способен на поступок, обладает крепким стержнем: речь не о маскулинности, брутальности — это внешнее, а именно выдержки, стойкости духа. Того, что изначально заложено внутри. Или нет. Думаю, это связано с тем, что сама профессия не очень мужская: ее выбирают парни с тонкой натурой. А те самые подлинные мужчины, стойкие и психически, и физически, идут в бизнес, спорт и экстрим, но есть исключения, которые уходят в творчество. Как мой папа.

Расскажите о нем.

Он учился на инженера, его еще студентом приглашали работать на завод, пророчили большое будущее и карьеру — он отлично ладил с науками, но был отчислен из техникума за драку. Каково же было удивление семьи, когда он заявил, что не будет восстанавливаться и отправляется учиться в институт культуры на режиссера. Он действительно исключительный человек в искусстве. С мужским характером! И не побоялся сделать такой шаг! Мужчины-герои — больше чем просто мужчины. Они ведут за собой.

В итоге он много лет был режиссером­руководителем Борисовского театра, вывел его на высочайший уровень, стал уважаемым, исключительным человеком в городе. Не могу сказать, что бабушка отца поддерживала открыто, но мы понимали, что она гордится своим сыном.

Что вам ближе — театр или кино?

Это два разных мира, и оба мои. Я очень долго боролась, как подросток­максималист, доказывая, что и там, и там можно быть разной. Но в кино это не работает. Здесь так: проходишь пробы на одну роль, а оказывается, что подходишь на другую — ну так камера увидела, и все увидели. Типаж. Попал в струю — и все, живешь в ней много лет. Можешь попробовать притвориться, чтобы попасть в заявленный образ, но не обманешь экран. В театре ты можешь все что угодно делать: в 35 играть Джульетту — пожалуйста! Мне повезло с внешностью: издали я сойду за юную, а взгляд 38-летней из зала не видно. И в то же время такие данные помогают делать образы глубже.

Ваше амплуа тем не менее — молодые яркие красавицы.

Но характерные! Я никогда не была Золушкой. Играла сильных — Шурочку Азарову, Мэрилин Монро, Лилю Брик. У каждой из них — нутро героини. Я не оговорилась насчет Мэрилин: она, безусловно, героиня, которая всю свою короткую жизнь боролась с внутренними демонами и серьезными проблемами. А любовь для каждой из них — фитиль, двигатель ракетный. Нет ее — нет ничего. В спектакле «Слуга двух господ», где я играю Беатриче, есть песня, в которой ключевая строчка — «Мне силу дает неразумная страсть». Так и есть, причем не очень важно, на что эта страсть направлена — на мужчину или на саму жизнь.

Лучший отдых — смена деятельности. Согласны?

Конечно! Но в меру. На уровне хобби, увлечения. У меня есть вторая, параллельная жизнь — я создала свой бренд одежды MELdress. Так сложилось само: я не стремилась развивать свое дело. Поэтому иногда пугаюсь, осознавая, что превратила хобби в настоящую работу. Ведь с тех пор, как затеяла это, отдыха лишилась окончательно. (Смеется.) Я очень творческая личность и не очень хороший бизнесмен: мне хочется раздарить свои творения коллегам по цеху, друзьям и близким. Но так нельзя, потому что это бизнес.

Почему выбрали именно это направление?

Я шью с 12 лет. Впервые села за машинку в школе на уроках труда. Все делали юбочку из клиньев несколько недель, а я дошила уже к следующему уроку. И решила замахнуться на зимнее пальто, что заняло три месяца. Пригодилась геометрия — я любила этот предмет и даже ездила на олимпиады. Поэтому без труда подправила выкройки из Burda Moden под свои параметры, купила ткани, отдельно простегивала каждую деталь. Сейчас утеплитель стеганый с подкладкой продается, а тогда приходилось все ручками делать, все слои. Пальто получилось приталенное, как колокольчик, — в пол, болотного цвета с черной отделкой, тяжеленное. А на ногах — берцы! Сама себе создала образ неформального подростка.
Наверное, и фото есть в этом образе?

К сожалению, нет: с моей юности вообще осталось мало фотографий. Зато после пальто мне не было страшно ничего. Я начала полностью обшивать себя, одежда с рынка, а это 90-е, категорически меня не устраивала. И каждая вещь оригинальна — обязательно с технической фишкой. Потом мы с сестрой создали шоу-балет, и я все костюмы создавала сама: сначала на бабушкиной ножной машинке, а потом с первого заработка за новогодние выступления мы купили Brazer за 330 долларов, как сейчас помню. Она у меня до сих пор в рабочем состоянии, уже 21 год. Для электрической машины это долго: те, кто шьет интенсивно, да еще и всякие блестки-­пайетки регулярно использует, меняют технику ежегодно, а я никак не могу расстаться со своей первой машинкой.

Фото: Михаил Рыжов
Пригодился ли навык шитья и дизайна для театральной жизни?

Еще как! В Москве в качестве художника по костюмам оформила несколько спектаклей. Сейчас этот навык помогает общаться с художниками моей команды на одном языке.

Продолжаете ли шить для себя?

Да, придумала правило: буду на премьеры фильмов и важные светские мероприятия выходить только в своих платьях. Это стало моей визитной карточкой: если загуглить «Янина Мелехова красная дорожка» — все поймете. Пару лет назад на Кинотавре я пришла в своем наряде в гримерку готовиться к выходу на красную дорожку. Коллеги-артисты и визажисты, сидящие там, увидели мое платье и стали расспрашивать кто его дизайнер. А когда узнали, что это моих рук дело, в один голос стали убеждать, что мне нужно обязательно создать собственный бренд. И я решилась на этот шаг.

Пришлось нанимать штат сотрудников?

Нет, я почти все, как прежде, делаю сама: закупаю ткани, крою, выезжаю на маркеты и продаю между гастролями и съемками. Одежда представлена в семи магазинах. Но моя занятость в кино и театре не позволяет бренду развиваться стремительно. Буду рада, если у меня появится инвестор, может, даже партнер, который возложит на свои плечи часть обязанностей, а на мне останется только творчество. Пока не успеваю заняться поисками, это требует дополнительных часов в сутках и энергии, которых пока просто нет. Ведь помимо бренда одежды, главным в моей жизни остаются свет рампы, команда «Мотор!» и семья, которая полностью меня поддерживает.

Беседовала Анна Чистоделова

Читайте также