ГОСТИНАЯ

Алексей Матошин:
«Нет ничего дороже
и быстротечнее жизни»

Ведущий актер Театра на Юго-Западе известен широкой публике по ключевым ролям в рейтинговых сериалах, среди которых — «Триггер», «Кухня», «Филатов», «Черная лестница», «Один вдох». О закулисье актерской работы и о воле случая в своей карьере Алексей рассказал в интервью нашему журналу.
Алексей, нас, обывателей, всегда интересует, как проводят обычные дни известные люди. Чем вы заняты прямо сейчас?

Сегодня у меня редкий выходной, я бы даже полувыходным его назвал: просто свободное утро. А вообще мы вовсю репетируем спектакль «В списках не значился» по мотивам романа Бориса Васильева — вчера была смена, завтра смена.

Расскажите о спектакле.

Он совсем новый, премьера — 22 июня. Ставит его Максим Лакомкин, известный также под псевдонимом Макс Ладо. Спектакль про людей, героизм, патриотичность советских солдат. Мне интересно наблюдать, как новое поколение этот материал читает и трактует.

Какая у вас роль?

Владимир Денищик, пограничник. Это собирательный образ — в мой персонаж вместили историю не менее чем четырех людей, ведь постановка именно «по мотивам».

Сложно ли эмоционально проживать его жизнь?

Любая роль сложна эмоционально. Любое действо в театре — пик страстей, зрителя обмануть невозможно, но это моя работа: я знал, на что шел.

Вы играете в Театре на Юго­Западе более 20 лет. Какие роли и спектакли стали любимыми?

Знаете, нет таких ролей, которые я бы ненавидел. Раньше, когда был молодой, мог посчитать образ неинтересным, а сейчас для меня любая роль важна: новый опыт, характер; они как будто дети, которых я вырастил.

Один из самых любимых спектаклей, пожалуй, «Дракула». А еще «Игра в кубики», где у меня роль почти без слов, но процесс будоражит.
ФОТО ИЗ АРХИВА АЛЕКСЕЯ МАТОШИНА
Видела сериалы с вашим участием: в «Шпио­не» вы мастерски сыграли одну из главных ролей в компании Сергея Безрукова и Ольги Ломоносовой. Как удалось ее заполучить?

Кастинг был действительно большой. Меня позвал на пробы знакомый режиссер, но если вы подумали о блате, то он просто невозможен: на пути к утверждению слишком много людей разных профессий. Режиссер может порекомендовать, но не более. Пробу смотрят продюсеры, отправляют на канал, канал утверждает либо нет — это лотерея, ничего личного. Конечно, некоторые роли пишут под конкретных актеров, но 99% моих коллег ходят на кастинги всю свою жизнь. Мы часто получаем отказ, но это тоже часть нашей работы.

Войдите в положение канала: нужен качественный продукт, значит, попадание в образы должно быть точным. Рисковать репутацией никто не готов, поэтому ничего личного.

Как вам удается оставаться в обойме в условиях, когда актеров больше, чем ролей?

Надеюсь, меня ценят за мастерство, настроение, навыки. После нескольких удачных проектов начинает работать сарафанное радио — режиссеры и продюсеры делятся впечатлениями, как работалось с тем или иным актером, и рекомендуют, если нужен определенный типаж.

Того, кто не склонен к экстравагантным выходкам?

Смотря каким. (Смеется.) Часто «выходки», как вы их назвали, — часть имиджа, они продуманы. Поэтому быстро обрастают слухами и идут на пользу продвижению продукта, подогревают интерес публики.

А безумные райдеры с абсурдными запросами — правда или миф?

Тут уже у кого как. Бывают закидоны, конечно. У меня, например, очень тяжелый райдер: там прописан сезонный фрукт!

И какой предпочитаете в текущее время года?

А не знаю, это просто строчка в стандартном тексте. (Смеется.) Мы с моим любимым агентом Любавой Разумовской так веселимся. Мне с ней очень повезло, работаем вместе уже много лет. Она тонко чувствует меня и ведет дела просто мастерски. Знаю, что очень тяжело найти «своего» агента, так же как и ему своего актера: это как свой режиссер — тот, кто умеет снимать именно тебя. Нам комфортно в связке, но это не значит, что работа с ней подойдет каждому. Я не жадничаю и делюсь контактами, если просят, но знаю, что сработаются не все, и это нормально.

В общем, как на любой работе. В сущности, съемочный процесс тоже дело рутинное.

Именно! Моя мама хотела посмотреть площадку. Ей казалось, что это волшебный мир, а я отговаривал: мол, тяжело там и скучно. Она не верила, пришлось просьбу исполнить.

Показать, как несколько десятков человек полдня снимают минуту фильма?

Пусть не одну: четыре минуты в день — это прямо хорошо, а вот если больше, то уже брак. Бывало, делали за сутки целую серию, но не дай бог никому так сниматься: и качество страдает, и человеческий ресурс. На площадке уйма народу, каждый ответствен за немыслимые мелочи, все незаменимы, кроме актера и режиссера: рабочие, водители, осветители, реквизиторы, художники по гриму, ассистенты и помощники каждого специалиста. Мама все это увидела воочию и убедилась в моих словах.

Приходилось ли самому руководить проектом?

Ни в коем разе! Я категорически против профанации — на актера я учился четыре года, не считая практики. Глупо думать, что если разок засветился на площадке, то уже все знаешь. Нет, образование необходимо. Если я на гитаре «снял верхи» и играю на четырех аккордах, я не становлюсь гитаристом. Так же как не стал продюсером или режиссером только потому, что видел, как они работают. Если жизнь подведет к такому сценарию, я сначала выучусь и только потом что-то организую или сниму.

Диванному критику кажется: чтобы быть актером, достаточно встать в кадр. Но вы-то знаете, как правильно голову повернуть, а я, например, — нет.

Я вам больше скажу: многие актеры этого тоже не знают. Редко кто в институтах массово учит киношному искусству. У меня в дипломе написано «Актер театра и кино», но к кино я поначалу никакого отношения не имел, и мне просто повезло на одной из первых съемок встретить опытного оператора, который научил, как вести себя в кадре. Ассистенты, световики — вот у кого действительно можно поучиться.

Сегодня в ходу самопробы — это когда соискатели снимают заданные реплики на телефонную камеру и присылают кастинг-директору. Как восприняли такой прогресс?

По классической схеме: отрицание — гнев — торг — принятие. (Смеется.) На самом деле это очень удобное решение, причем для всех. Минимум затрат на первичный отбор кандидатов. Тебе присылают материал, режиссер говорит, какой видит сцену, ты в свободное время спокойно это отрабатываешь и отправляешь из любого города или страны. А дальше магия отбора: если честно, я не представляю, как кастинг-директорам удается всех отсмотреть и из сотен лиц выбрать одно — уму непостижимо. Я как-то был в приемной комиссии в театре — после четвертого актера все лица сливаются в одно. Как они устраивают, чтобы актерский состав гармонировал? Загадка.

Вы родились в Томской области, даже не в областном центре. Как удалось пробиться в столицу?

В отличие от многих коллег, которые десятилетиями играли на периферии, я довольно быстро добрался до Москвы. Фактически за год — после работы в нижегородском театре, куда попал по распределению из института в Екатеринбурге.

А в него как попали? Почему пошли «в актеры»?

У нас была компания в юности, достаточно хулиганская, но нам вовремя попался педагог по внеклассной работе Сергей Латыголец, который сказал: «Хватит по подворотням на гитаре бренчать, марш на сцену!». Поставил программу, и мы объездили с ней соседние города. В Екатеринбурге театральные члены жюри сказали, что двоих — меня и Андрея Санникова — взяли бы на курс. Так мы с Андреем и пошли по актерской стезе: после Нижнего я получил приглашение в Москву, а потом и Андрей за мной подался. Но и старых друзей не забываем. Из нашей компании один стал депутатом Кузбасса, другой — чемпионом по лыжным гонкам, третий — предпринимателем, и мы каждый год в Сибири собираемся и идем в баньку, как все нормальные мужчины.

«За компанию с другом» — так часто бывает…

Мне, безусловно, повезло с родителями, которые меня поддерживали в любых начинаниях. Так же и я поддерживаю сейчас своих детей.

А ваши дети о сцене мечтают?

Нет, я их, как и маму, брал с собой на съемки и за кулисы. (Смеется.) Да я бы, наверное, и сам десять раз подумал, если бы заранее знал изнанку этой профессии, любимой, замечательной, но сложной и зависимой.

Тем не менее театр стал вашей судьбой: вы даже жену себе там нашли.

Это правда. Моя Ольга — младшая дочь великого Виктора Васильевича Авилова, с которым я много лет играл на одной сцене. Мне посчастливилось застать всех «стариков» в Театре на Юго-Западе. Основателя и худрука театра Валерия Беляковича я всегда называл батей, а он меня — сыном, и это не просто слова: театр действительно стал для нас семьей, где мы торопимся постигать, ценить и беречь друг друга, ведь нет ничего дороже и быстротечнее жизни.

Беседовала Анна Чистоделова

Читайте также