Линда, какими дорогами вы пришли к таким культурологическим изысканиям? Как складывалась ваша жизнь, вот прямо с детства?
Я родилась в Казани, в первый класс пошла в Омске, в третий — в Таллине, где и прожила до 26 лет. Потом переехала в Японию, а последние полтора десятилетия опять живу в России, чему очень рада. Москва для меня лучший город на планете, хотя и Токио я люблю, и деревню японскую (инака), и эстонские леса с грибами тоже. А рассказывать истории у меня получалось с малых лет. Помню, как в детском саду меня сажали перед группой и просили рассказывать другим детям сказки. Я сочиняла их на ходу, каждый раз новые, и в группе всегда царила тишина. Наверное, ребятам было интересно, да и воспитатели могли в это время отдохнуть.
Получается, профориентация с младых ногтей!
Наверное. Уже в школе я поняла, что русский язык и литература — мои любимые предметы: я не тратила на них время, потому что все и так знала и помнила. Читать я любила, а остальное пришло само. Потом — филфак, а за ним и продюсерский факультет в ГИТИСе как закономерное продолжение.
В сентябре 2024 года в московском Доме кино состоялась премьера документальной ленты «Дерсу Узала. Русские сны Акиры Куросавы». Вы автор этого проекта и режиссер фильма. Почему Куросава, почему Дерсу?
Я жила в Японии в течение 10 лет, и там мне посчастливилось подружиться со съемочной группой Акиры Куросавы — с людьми, которые долгие годы работали с ним. Особенно мы сблизились и продолжаем общаться с легендарной Теруйо Ногами — это уникальная женщина, правая рука великого режиссера, культуролог, сценарист. В 1951 году она юной девушкой пришла на съемочную площадку фильма «Расемон» и осталась в мире Куросавы на всю жизнь. В мае этого года ей исполнилось 97 лет, она жива и здорова. Эта женщина настолько умная, с необыкновенным чувством юмора, добрая, что разницы в возрасте я не замечала, мне всегда с ней интересно беседовать. Моя подруга в Токио отвезла ей цветы от меня в этот день, а потом мы с именинницей долго говорили по видеосвязи.