ГОСТИНАЯ

Линда Бахмане: Творчество не знает границ

Документальные ленты не слишком популярны у российского зрителя.
Тем не менее режиссер Линда Бахмане, которая много лет прожила в Японии, решила снять кино о кино. Что стало для нее источником вдохновения и почему она решила посвятить свою работу истории создания оскароносного фильма «Дерсу Узала»?
Фото из личного архива Линды Бахмане
Линда, какими дорогами вы пришли к таким культурологическим изысканиям? Как складывалась ваша жизнь, вот прямо с детства?
Я родилась в Казани, в первый класс пошла в Омске, в третий — в Таллине, где и прожила до 26 лет. Потом переехала в Японию, а последние полтора десятилетия опять живу в России, чему очень рада. Москва для меня лучший город на планете, хотя и Токио я люблю, и деревню японскую (инака), и эстонские леса с грибами тоже. А рассказывать истории у меня получалось с малых лет. Помню, как в детском саду меня сажали перед группой и просили рассказывать другим детям сказки. Я сочиняла их на ходу, каждый раз новые, и в группе всегда царила тишина. Наверное, ребятам было интересно, да и воспитатели могли в это время отдохнуть.

Получается, профориентация с младых ногтей!
Наверное. Уже в школе я поняла, что русский язык и литература — мои любимые предметы: я не тратила на них время, потому что все и так знала и помнила. Читать я любила, а остальное пришло само. Потом — филфак, а за ним и продюсерский факультет в ГИТИСе как закономерное продолжение.

В сентябре 2024 года в московском Доме кино состоялась премьера документальной ленты «Дерсу Узала. Русские сны Акиры Куросавы». Вы автор этого проекта и режиссер фильма. Почему Куросава, почему Дерсу?
Я жила в Японии в течение 10 лет, и там мне посчастливилось подружиться со съемочной группой Акиры Куросавы — с людьми, которые долгие годы работали с ним. Особенно мы сблизились и продолжаем общаться с легендарной Теруйо Ногами — это уникальная женщина, правая рука великого режиссера, культуролог, сценарист. В 1951 году она юной девушкой пришла на съемочную площадку фильма «Расемон» и осталась в мире Куросавы на всю жизнь. В мае этого года ей исполнилось 97 лет, она жива и здорова. Эта женщина настолько умная, с необыкновенным чувством юмора, добрая, что разницы в возрасте я не замечала, мне всегда с ней интересно беседовать. Моя подруга в Токио отвезла ей цветы от меня в этот день, а потом мы с именинницей долго говорили по видеосвязи.
Ногами-сан с цветами от Линды Бахмане на 97-летие. Фото из личного архива Линды Бахмане
Ваше решение явить миру свою картину вы обсуждали с Теруйо?
Скажу больше: именно Ногами-сан и попросила меня снять этот документальный фильм! За долгие годы нашей дружбы я узнала много деталей того, как Акира Куросава снимал свой шедевр «Дерсу Узала» в Советском Союзе. Этот разговор состоялся в 2015-м, в год 40-летия выхода фильма на экраны СССР. Я прилетела в Токио на несколько дней и, конечно, первым делом побежала встречаться с дорогой подругой.

Нужно сказать, что Ногами-сан меня пристыдила.

За что?
Прибежав на встречу, я стала рассказывать ей о том, какой прекрасный фильм о дзюдо сняла, что съемки проходили в нескольких странах и были захватывающими. Она серьезно посмотрела на меня и сказала: «К юбилею фильма я написала книгу в 600 страниц; в ней все, что помню, все, что рассказывала тебе. Собрала воспоминания членов съемочной группы. Мне не позвонил ни один русский журналист, никто из вашей страны не задал мне ни одного вопроса. Когда ты сказала, что прилетаешь, я была уверена, что ты меня обрадуешь. Но ты сидишь и рассказываешь мне о дзюдо. А ведь ты единственная в России, кто знает все подробности». Выбора у меня особо не было: я тут же пообещала, что фильм сниму.

И насколько долгим оказался процесс его создания?
Нетрудно посчитать, что до премьеры, которая состоялась 10 сентября нынешнего года, прошло девять лет. Но к 50-летнему юбилею фильма я успела! (Смеется.)
Линда Бахмане беседует с Юрием Соломиным в Малом театре. Фото из личного архива Линды Бахмане
Какие трудности подстерегали на пути?
Никаких, кроме поиска источников финансирования. Оказалось, что практически забытый оскароносный фильм Куросавы не вызывает интереса ни у кого. Это же не художественный фильм! При том, что у документального кино не такие огромные бюджеты, именно оно так необходимо для сохранения нашей истории и навсегда уходящей натуры. Много лет ушло на написание бесконечных заявок, много сил — на поиск небольших, по сути, денег. Но в итоге Министерство культуры РФ и Президентский фонд культурных инициатив поддержали проект, и теперь фильм увидит свет. Я бесконечно благодарна неравнодушным людям! И очень счастлива, что успела снять абсолютно всех самых важных людей, которые принимали участие в съемках фильма «Дерсу Узала». Тогда совместная работа советской и японской съемочных групп стала примером того, что настоящее творчество не знает границ.

К сожалению, многие герои моего творения ушли из жизни. В январе не стало Юрия Мефодьевича Соломина, сыгравшего роль Владимира Арсеньева. Но фильм он успел увидеть и высоко оценил его.

Сложно представить, какое может быть хобби у человека, для которого творчество — это работа.
Ну почему же? Помимо работы, которая действительно является моим главным увлечением, я часто хожу в театры, на концерты и выставки. Среди моих друзей много артистов, музыкантов и художников, поэтому, когда выдается свободный вечер, с радостью посещаю культурные мероприятия столицы. После концертов мы любим собираться в хорошем ресторане, пить вино и общаться. Люблю и путешествия. Посетила больше 30 стран, а сейчас с интересом изучаю города России. Этим летом, например, открыла для себя прекрасный город Суздаль. Мечтаю однажды съездить на Териберку и увидеть китов. А осенью люблю приезжать в Эстонию. Практически ежедневно езжу в лес — наша семья обожает собирать грибы и готовить из них разные блюда. Езжу я туда, кстати, со своей собакой — маленьким белым пуделем, которую я взяла в команде помощи псам этой породы.
Достойный поступок! А как вы друг друга нашли?
Моя дочь — волонтер, однажды она попросила взять на передержку несчастную собачку, которая за два года своей жизни видела только клетку и роды. Я согласилась, но на время, так как совершенно не планировала заводить животных. Но Габриэль настолько привязалась ко мне, что я не смогла отдать ее обратно. Мы уже четыре года вместе, и это настоящее счастье. А команда «Пудельхелп» спасает больше ста собак этой породы в год: лечит их и пристраивает в семьи. Очень радует, что наше общество все больше привыкает брать животных из приютов, а не покупать их. Это разумная рациональность, осознанность.

Вы к своим тратам всегда подходите осознанно?
На комфорте стараюсь не экономить, но трачу средства с умом. Например, на короткие расстояния с удовольствием полечу в экономклассе, отдав предпочтение насыщенной культурной программе и хорошей гостинице в посещаемом городе или стране.

Из личного архива Арины Шараповой
Съемочная группа на премьере фильма в московском Доме кино. Фото из личного архива Линды Бахмане
На ваш взгляд, продюсирование в России — наука или ремесло?
Продюсирования в России нет. Получить деньги из госбюджета, заработать на этапе производства и не отвечать за прокат — это не продюсирование. Очень надеюсь, что ситуация будет меняться и «трава прорастет». Я очень болею за современное российское кино и верю, что оно сможет вернуться на те высоты, которые были у советского кинематографа.

Источник вдохновения

В 1975 году на экраны советских кинотеатров вышел фильм японского кинорежиссера Акиры Куросавы «Дерсу Узала» по одноименному произведению ученого и писателя, известного путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. Эта картина не только принесла «Оскар» Советскому Союзу, но и спасла жизнь Акире Куросаве.

До того как пришло приглашение с «Мосфильма», на протяжении пяти лет режиссер переживал тяжелейший кризис, который закончился попыткой самоубийства. Казалось, что великого художника в его стране скинули со счетов. Именно в этот момент Советский Союз протянул Куросаве руку помощи.

Японский кинорежиссер хорошо знал романы русского географа, путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева «Путешествие по Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Когда на «Мосфильме» Куросаву спросили, какой материал он хотел бы выбрать для экранизации, он без колебаний заявил: «Дерсу Узала».

На роль главных героев Куросава утвердил Юрия Соломина и Максима Мунзука. Два этих артиста, подобно своим героям Арсеньеву и Дерсу, пронесли дружбу через всю жизнь.

Работа над фильмом сплотила членов японской и российской групп. Участники вспоминают, что на съемочной площадке царила атмосфера единения и настоящей дружбы.

Фильм Акиры Куросавы «Дерсу Узала» не только завоевал главный приз Московского международного кинофестиваля, но и стал обладателем приза американской киноакадемии «Оскар». О русском исследователе Дальнего Востока Владимире Арсеньеве и его верном спутнике, гольде (устаревшее название нанайцев — коренного малочисленного народа Дальнего Востока. - Прим. ред.) Дерсу Узале узнал весь мир.

Читайте также