ГОСТИНАЯ

Арина Шарапова: «Я верю в победу семейных ценностей»

В ее сутках, кажется, все 48 часов: хватило бы и образа «утренней феи», но она успевает с головой погружаться в федеральные образовательные программы и писать книги, в том числе для детей. А силы черпает в медитации! Арина Шарапова — одна из самых узнаваемых телеведущих российского медиапространства.
Из личного архива Арины Шараповой
Арина, помните, с какими амбициями пришли когда-то на телевидение?

Особых амбиций тогда не было. Моя карьера началась в АПН (Совинформбюро — АПН — «Россия сегодня». — Прим. ред.). Это было невероятное время формирования видео­информации. Наша редакция называлась АВИД — дирекция аудиовизуальной информации. Здесь собрались суперпрофессионалы с Первого канала: гениальные операторы, монтажеры, звукорежиссеры. Я продюсировала фильмы, была корреспондентом и с командировками объездила всю страну. Мы создавали программы для других стран, популяризировали Россию за рубежом. Иностранные компании покупали у АПН, например, такие проекты, как создание кино о новой России.

Пришлось поездить по стране в процессе их подготовки?

Конечно. Однажды полтора месяца прожила в Санкт-Петербурге, где в качестве продюсера организовывала съемки фильма об Эрмитаже, который как раз делала иностранная компания. Нас пускали во все залы и запасники. Так что мне удалось причесаться гребнем Екатерины Второй, поиграть на ее клавесине, подержать в руках табакерку, которой предположительно убили ее мужа.

Тем не менее широкому кругу телезрителей вы известны именно как ведущая новостей.

Правильно: еще на РТР я стала работать в программе «Россия-1», далее были «Вести» и «Время». Вслед за информационными появились авторские программы. И вот уже 23 года я в «Добром утре» — прекрасном рейтинговом и всеми любимом проекте Первого канала.

Как сегодня проходит ваш обычный будний день?

Все мои рабочие дни строятся совершенно по-разному, смотря что предстоит делать. Если съемки в «Добром утре», то я приезжаю на работу в 17 часов и ухожу только в 9 утра следующего дня. У нас прекрасная команда! И ведущих, и технических специалистов, и, конечно, лучших в стране корреспондентов.
Из личного архива Арины Шараповой
Если бы не СМИ, кем бы еще могли стать?

Я готовилась быть педагогом, учить ребят. Работа на телевидении появилась спонтанно. Собственно, педагогическая деятельность вошла в мою жизнь довольно плотно: сегодня я организовываю учебные программы и образовательные проекты в своей школе АНО «Артмедиаобразование».

Все мы родом из детства. Каким запомнили свое?

Помню себя лет с пяти, наш старенький уютный двор. Мы жили за нынешним Театром кукол Сергея Образцова, на улице Делегатской. Дома были построены из красного кирпича, а в полуподвальном помещении, похожем на кабинет Мастера из произведения Булгакова, жили дворники-татары. Они приезжали большими семьями, очень ответственно подходили к работе, и благодаря им Москва тех лет была идеально чистой. Смотрела на них и восхищалась: считаю, что каждый должен быть готов поехать в другой регион, если там есть подходящая работа. А сейчас их потомки, уже внуки и правнуки, очень хорошо живут в столице.

А детский досуг того времени какой был?

Одно из самых ярких воспоминаний — как зимой катались на коньках. Хотя коньками это трудно назвать: в советское время были отдельные лезвия, которые крепились к валенкам. Еще часто и подолгу гуляли с родителями по городу. Одна бабушка жила с нами, вторая — на Малой Молчановке (улица в центре Москвы, в районе Арбата. — Прим. ред.), где у моего прадедушки по отцу был двухэтажный дом, который они в свое время отдали большевикам. Дом перестал полностью им принадлежать, но у бабушки была там отдельная комната, где она и жила.

Мои родители долгое время работали за границей. Где-то до пятого класса ездила с ними, а потом стала жить в Москве с бабушкой и была очень самостоятельной. Мне привозили красивую одежду из-за рубежа, на столе всегда была вкусная еда. Я летала навещать родителей, а потом самостоятельно возвращалась в Москву.

Сегодня поддержке семьи и детей уделяется большое внимание. А вы в чем видите подспорье для развития подрастающего поколения, в том числе со стороны государства?

Указом Президента Российской Федерации 2024 год объявлен Годом семьи, и я давно мечтала, чтобы нам давали уроки семейной жизни: учили традициям, ценностям. Да, все в первую очередь должно идти от родителей, но и государственная поддержка в этом направлении важна. Я верю в победу семейных ценностей. Состою в Совете при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей председателя Валентины Матвиенко. Мне всегда хотелось, чтобы нас учили жить в семье. Но кто это будет делать?

Школьные учителя сами не знают хорошо эту тему: не у всех полные семьи, кто-то рос без отца, кто-то воспитывает детей без мужа. Психологам не очень доверяю: они программируют людей, особенно слабых, воспитывают эгоизм. Может быть, сам человек начинает чувствовать себя стабильно, а вот его окружение — перестает. Психолог должен быть высокообразованным, а сейчас таких мало. Но ни на чем не настаиваю: каждый выбирает то, что ему комфортно.

Тема спасения семьи должна проходить красной нитью везде: в кино, на телевидении, в литературе. У нас большой демографический спад, который, во‑первых, семья помогает исправить, а во‑вторых, в семье лучше, чем в одиночестве. Да, это колоссальный труд, именно поэтому нужны уроки. Надеюсь, они однажды появятся в нашей стране. Возможно, даже я сама их организую. Спасайте семьи, не будьте балованными и эгоистичными!
Из личного архива Арины Шараповой
Как это должно выглядеть на практике?

Основываясь на своем опыте и детстве, считаю, что имеет смысл не сильно баловать детей, разве что до определенного возраста, пока совсем малыши. А вот лет с 14 уже стоит начинать работать. В этом смысле наша законодательная система, которая официально не позволяет детям зарабатывать, ошибается. Надеюсь, со временем это будет пересмотрено. Например, в ИТ не хватает специалистов, а современные подростки прекрасно справляются с задачами, которые нужны в программировании.

Вы ведь отчасти подобными вопросами на высоком уровне занимаетесь. Как пришли к этому?

Очень люблю свой Первый канал, предана ему, верна и надеюсь, что это взаимно. Когда ушла из «Модного приговора», получила больше свободного времени. Сидеть без дела не могу, поэтому сразу открыла школу «Арт­медиаобразование», где мы не линейно обучаем, а создаем проекты. Когда начала заниматься общественной работой, лет 8−9 назад, меня не поняли и отнеслись к моим идеям скептически. Все вспоминали карикатурных общественников из фильмов, таких как героиня Нонны Мордюковой из «Бриллиантовой руки».

Но мы другие, и в добром городе Москве можно вершить много добрых дел. Я занялась работой с волонтерами, программой «Московское долголетие», благотворительностью. Меня заметили и пригласили в Общественную палату Москвы на должность зампреда. Наш председатель Константин Ремчуков — невероятный трудяга, который прекрасно понимает, как важна общественная работа для жизни и развития города. И с моим появлением к нам присоединились люди, которые раньше воротили нос от такой деятельности.

Какой результат этой общественной работы будете считать успешным?

Я работаю, что называется, вдолгую, ведь результат — это то, что мы видим спустя много лет. А пока счастлива, что выпускники наших обучающих проектов выходят со знаниями. Недавно в Москве провели трехмесячный марафон, в рамках которого рассказывали школьникам о медиа. Ко мне подходили родители и говорили: «Мы думали, дети станут математиками, а они теперь хотят в журналистику». Хотя считаю лучшим вариантом, когда человек получает базовое образование, а медианавыки идут параллельно с этим.

Весома ли роль телеканалов в формировании общественного мнения, учитывая популярность соцсетей и интернет­ресурсов?

Считаю, что без помощи СМИ и телевидения нам, общественникам, сейчас невозможно. Да, это все совершенно не рейтинговые темы. Однако вспомните «Слово пацана. Кровь на асфальте». Команда смогла сделать из этого сериала социальный проект, сказав, куда обращаться, если в семье проблемы. И указав на эти проблемы! Но это единственный на моей памяти случай, когда из очень жестокого проекта сделали такое социальное высказывание.

С удивлением прочитала, что вы посвятили цикл сказок своим внукам. Какие у вас с ними отношения, хватает ли времени на общение?

Сама я много работаю всю жизнь, но, пока внуки не пошли в школу, часто бывала с ними. Вот так появились сказки: моя первая книга — «Страна чудес Коктебель». Очень увлекательные фантазийные истории о прошлом и настоящем знаменитого поселка. Там столько пластов истории!

Сейчас общаемся реже, но это и понятно: ребята взрослые, одному 17, другому 14, каждый занят и учебой, и работой. Стараюсь застать их вечером, когда закончат делать уроки. И в обязательном порядке видимся раз в неделю, иначе без них даже дышать не могу! Мне повезло: мы самые настоящие друзья, так повелось еще с их раннего возраста, когда они почти все выходные проводили у меня. Мы не только с ними играли в развивающие игры и читали сказки, мы отлично валяли дурака, разговаривали по душам и секретничали.

А с какого возраста нужно говорить о деньгах с детьми и как это лучше делать? Вы сами знаете толк в управлении финансами?

Во всяком случае точно умею их считать. И считаю, что финансовая грамотность — важная тема для каждого социализированного человека.
Вернемся к книгам: следующее ваше произведение уже производственно­фантастическое, так?

Да, действительно, в этом году в продаже появился фантастический детектив «Конец эфира», где я рассказываю о возможном будущем телевидения. В книге, кстати, выверенные с техническими специалистами линии, связанные с понятием «сигнал» и его работой в эфире. Жаль, что техническую часть работы телевидения совершенно не трогают в образовательной среде и журналистике.

Начало положено, а ваше возвращение в «Доброе утро» и вовсе подарок в каждый дом. Кому пришла в голову идея: вам или руководству канала?

У меня был тяжелый этап в жизни, когда не стало моих родителей. Я не актриса и не умею улыбаться в кадре, когда на душе плохо. Поэтому попросила руководство меня отпустить. А через два года позвонил директор программы Кирилл Рыбак с вопросом: «Арина Аяновна, а не пора ли вам вернуться?» Я к тому времени по своей любимой программе заскучала, поэтому с радостью приняла предложение.

Из личного архива Арины Шараповой
Как известно, «умом Россию не понять». А вы, работая над циклом документальных фильмов, смогли определить, в чем заключается культурный код России и как он проявляется?

Благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив мы начали работу над серией документальных фильмов «#Культурный код. Россия», чтобы найти ответ на этот вопрос. Для этого придумали необычный формат — фильмы­дискуссии. Наше документальное кино — повод для дальнейшего обсуждения со зрителями актуальной сегодня темы общих ценностей.

Когда наш Президент Владимир Владимирович Путин говорил о том, что русские — это все нации, живущие на территории России, он задал тренд на единство всех живущих в нашей стране. Америка — это американцы, американские китайцы, американские африканцы и т. д. И у нас понятие «русские» является объединяющим трендом. В премьере этого фильма нас поддержала и Общественная палата Москвы, за что им большое спасибо.

Сейчас много говорят о культурном коде, о наших общих ценностях. Однако выясняется: далеко не все могут ответить на вопрос, что объединяет жителей России, какими общими смыслами мы наполнены. Нашу страну сильной делают не только оружие и армия. Нас невозможно победить, если мы, граждане страны, с полуслова понимаем друг друга, говоря о смысловом мире, в котором живем. Транслируем образы культуры, созвучные нам. Это большое исследование. Интересное, важное. Это то, что делает нас сильными, мудрыми и непобедимыми.

Что для меня культурный код? Это сама страна с ее национальным многообразием, с историей, культурой, архитектурой, искусством, литературой и живописью. Одна из главных задач наших фильмов-дискуссий — дать возможность людям поговорить, подумать и порассуждать о том, что же относится к нашим общим ценностям. И вместе с вами в режиме живого общения мы надеемся найти ответ на вопрос: «Что такое культурный код России?»

Что для вас самой стало культурным открытием в последнее время?

Книги. Я мало хожу в театр и кино из-за занятости, хотя друзья стараются выводить меня в свет. А время на чтение нахожу. На большой книжной ярмарке купила книгу Павла Басинского «Последняя история Анны Карениной». Его исследование Толстого — настоящий детектив.

Мои родители какое-то время жили на Востоке, и мне подарили книгу «Персия — Иран: ХХ век» Алекса Громова, которую я с удовольствием прочла. И вот на днях он вручил мне премию Terra Incognita за вклад в культурную деятельность, в том числе и за написание книг. Было очень приятно!

Началось лето, а значит, отпуска у взрослых, каникулы у детей. Как предпочитаете отдыхать и где? Какие места посоветовали бы посетить?

Мы с Эдуардом (супругом. - Прим. ред.) собираемся в Крым, где бываем по несколько раз в год. Возьмем с собой нашего самоеда — девятимесячную Лею, которую подарил сын.

Не удержусь, чтобы не попросить совета и по поддержанию формы. Что помогает оставаться на высоте при такой внушительной нагрузке?

Считаю пустым делом давать советы. Как говорил Генрих Ибсен, «опыт — как старое ношеное платье: редко кому впору». Любите жизнь и меньше спите!

Беседовала Жанна Гостева

Досье

  • Родилась в Москве.
  • Телеведущая, журналист, преподаватель. Одна из наиболее влиятельных женщин российского телевидения.
  • В 1984 году окончила отделение прикладной социологии философского факультета МГУ, затем — переводческий факультет Московского государственного педагогического института иностранных языков им. Мориса Тореза по специальности «переводчик английского языка». Кандидат социологических наук.
  • В 1988 году начала работу на телевидении с позиции корреспондента дирекции аудиовизуальной информации АПН.
  • Более 25 лет вела на федеральных каналах программы «Вести», «Время», «Доброе утро» и др.
  • С 2016 года — заместитель председателя Общественной палаты Москвы.
  • С 2018 года — ведущая программы «10 мгновений» на телеканале «Звезда».
  • В 2021-м выпустила книгу сказок «Страна чудес Коктебель», а в 2024-м — фантастический роман «Конец эфира» о будущем телевидения.
  • С 2024 года — генеральный продюсер цикла документальных кино «#Культурный код. Россия».
  • Награждена медалью «В память 850-летия Москвы», а также орденом Дружбы за вклад в развитие отечественного телерадиовещания.

Читайте также