ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ

Как обезопасить себя от мошенников

Финансовое мошенничество — одна из острых проблем эпохи цифровизации. Злоумышленники оперативно реагируют на повестку, придумывая новые нелегальные схемы и операции с банковскими картами, электронными кошельками и счетами россиян. Отвечаем на распространенные вопросы пользователей банковских услуг и рассказываем о мерах, которые принимает Банк Уралсиб для защиты своих клиентов.
Фото: Lerbank-bbk22/Shutterstock/FOTODOM
Почему количество финансовых преступлений только растет?

Сегодня онлайн-покупки стали важной частью жизни человека. Ежедневно через интернет проводится так много операций, что люди просто стали менее бдительны. Причем это касается не только возрастной группы 50+, но и молодежи.

Какие схемы чаще всего используют мошенники?

Один из популярных способов — ложное продление договора обслуживания у оператора связи или банка. Мошенники информируют об окончании срока действия договора, а для пролонгации просят назвать данные карты, коды из СМС, включить демонстрацию экрана на телефоне.

Часто встречается и такая ситуация: человеку звонят и утверждают, что некто пытается взломать его личный кабинет на «Госуслугах» или в приложении банка. Запугивая, мошенники начинают торопить собеседника и принуждают перевести средства на «безопасный счет».

Представляться при этом могут кем угодно — и полицией, и ЦБ, и оператором связи, и сотрудником «Госуслуг».

В топе распространенных способов — предложение перевести средства на платформу для инвестиций. Среди популярных схем также встречаются фишинговые сайты (сайты-двойники), небезопасные ссылки с просьбой проголосовать за ребенка, помочь в сложной ситуации, предложением присоединиться к легкой удаленной работе. Из свежего — требование установить новое приложение банка.

Источник: Банк России
Как обезопасить себя и близких и не стать жертвами мошенников?

Основных правил не так много.

  • Не нужно сообщать одноразовые коды из СМС, полные реквизиты карт и ПИН-коды, скачивать неизвестные приложения, включать демонстрацию экрана и переходить по подозрительным ссылкам.
  • Совершайте покупки только на проверенных сайтах и крупных маркетплейсах, но в любом случае карту лучше не привязывать.
  • Еще один совет — придумайте хороший, сложный пароль.
  • А контролировать ситуацию поможет регулярный просмотр истории ваших денежных операций.
Фото: Andrey_popov/Shutterstock/FOTODOM
Что делать, если мошенник представляется сотрудником банка? Как определить, действительно ли разговаривает специалист или человек на другом конце провода пытается вас обмануть?

Есть моменты, которые сотрудники банка действительно могут уточнить. Это цель и детали проведения операции, кодовое слово при вашем обращении на горячую линию, последние четыре цифры карты или счета. Остальные данные настоящим сотрудникам не нужны.

Если у вас пытаются узнать полные номера счетов, реквизиты карт, срок действия, CVC/CVV-код и ПИН-код, то это может быть одним из признаков мошенничества. Сотрудники банка также не будут просить назвать одноразовые коды из СМС и push-уведомлений, логин и пароль для входа в онлайн-банк, принуждать к каким-либо действиям.

В ходе разговора также стоит обратить  внимание на поведение собеседника. Излишняя спешка и давление, угрозы и агрессия, соединение с другими коллегами, просьба сохранить тайну разговора — все это вызывает подозрения и может указывать на то, что вы имеете дело с мошенником. При любом сомнении стоит положить трубку и обратиться в банк по горячей линии.
Источник: Банк России
Что делать, если осознал себя жертвой мошенничества, но уже слишком поздно? Куда идти и к кому обращаться?

Если вы уже стали жертвой, то первым делом стоит заблокировать карту. Для этого необходимо позвонить на горячую линию банка. Нужный номер, как правило, указан на обратной стороне карты.

Следующий этап — блокировка счета в мобильном приложении и получение выписки из банка о прошедшей операции.

Финальный шаг — обратиться в полицию и написать заявление.
  • 43,8 млн

    попыток мошенников похитить деньги у клиентов предотвратили банки в январе — марте. Это более чем в 2 раза превышает среднее значение за четыре квартала 2024 года. Таким образом, банки защитили 4,6 трлн руб. клиентов

  • 296,6 тыс.

    мошеннических операций почти на 6,9 млрд руб. удалось совершить преступникам в I квартале этого года, что практически соответствует среднему показателю потерь за последние четыре квартала.

  • 19,8 тыс.

    телефонных номеров преступников, а также 7,1 тыс. мошеннических сайтов и страниц в социальных сетях были блокированы по инициативе Банка России.

Как Уралсиб защищает своих клиентов от мошенников?

В Уралсибе борьбе с мошенниками уделяют особое внимание. Чтобы она была эффективной, работает целая система, включающая в себя различные мероприятия, документы, регламенты и механизмы реагирования, которые постоянно актуализируются.

Еще один важный момент — менеджеры должны быть готовы психологически к разным ситуациям. Сотрудники Уралсиба в разных регионах — настоящие профессионалы. Это доказывают и награды от правоохранительных органов за бдительность и предотвращение попыток мошеннических действий в отношении клиентов. С правоохранительными органами банк вообще сотрудничает тесно. Регулярно проходят круглые столы с МВД и ЦБ о борьбе с мошенничеством, где разбираются кейсы и обсуждаются меры по повышению эффективности работы.

Уралсиб идет в ногу со временем и старается внедрять новые технологии. Среди них — антифрод­системы, расширенная идентификация клиента, дополнительные коды для подтверждения операций. Уралсиб заблокирует подозрительную операцию, запросив при этом подтверждение клиента.

Также для сотрудников проводят специальные тренинги, на которых рассматривают разные варианты мошеннических схем и учат правильно реагировать в ряде ситуаций.

Отличительная черта Уралсиба заключается в том, что о методах защиты банк рассказывает и самим клиентам. Формат при этом может быть самый разный: от памяток и квестов до лекций.  Во многих регионах также банк проводит обучение финансовой грамотности для клиентов разных возрастных групп.
Фото: Lerbank-bbk22/Shutterstock/FOTODOM

Читайте также