ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ

Истории о мошенниках

Очередные случаи хищения денежных средств предотвратили сотрудники Банка Уралсиб в Геленджике, Нижнем Новгороде и Уфе.
Фото: Shutterstock AI Generator/FOTODOM
Убедили не закрывать вклад
17 апреля сотрудники дополнительного офиса «Геленджикский» Банка Уралсиб были награждены благодарственными грамотами МВД России за предотвращение мошенничества в отношении клиента банка. Благодаря их бдительности и неравнодушию были предотвращены обман и хищение денежных средств пожилой женщины 1947 года рождения. Участие в награждении принял генерал армии, экс-министр внутренних дел России Анатолий Куликов.

Пожилые люди — особо уязвимая категория для мошенников, поэтому в Банке Уралсиб сотрудники фронт­офиса всегда обращают внимание на характерное поведение, которое может свидетельствовать о том, что клиент попал под влияние преступников. Признаки такого влияния опытный сотрудник заметил практически сразу.

Клиентка обратилась в офис банка и попросила досрочно закрыть два депозита, срок которых должен был закончиться в течение ближайших одной-двух недель. Клиентский менеджер Кристина Мурашкина несколько раз говорила женщине, что она потеряет проценты по вкладам, срок которых и так подходит к завершению, но та продолжала настаивать на досрочном расторжении депозитного договора. При этом она постоянно меняла причину, из-за которой ей настолько оперативно потребовались денежные средства. Более того, проявляла признаки эмоционального возбуждения и не выпускала из рук телефон.

Клиентский менеджер проявила бдительность и пригласила для беседы с клиентом управляющего ДО «Геленджикский». Руководитель Гульназ Шамсеева попыталась в разговоре аккуратно уточнить детали версии клиентки для снятия средств, но она не могла ответить на уточняющие вопросы и продолжала настаивать на своем. Поскольку речь шла о достаточно большой сумме, управляющий попросила у женщины время на заказ наличных денежных средств для совершения операции.

Сразу после этого Гульназ Шамсеева по согласованию со службой безопасности банка обратилась в органы МВД города Геленджика, описав ситуацию и высказав подозрения о признаках мошеннических действий в отношении пожилого человека.

В назначенный день клиентка пришла в отделение банка и при повторной беседе с кассиром Ольгой Ивченко и управляющим дополнительным офисом снова не смогла объяснить необходимость срочного закрытия вкладов. Сотрудники допофиса снова  обратились в полицию, после чего в офис банка оперативно прибыли сотрудники МВД города­курорта.

В процессе общения клиентка согласилась поехать в отделение, где опасения сотрудников банка подтвердились. Как оказалось, с женщиной все это время активно связывались лжесотрудники Центробанка и ФСБ с настоятельными рекомендациями перевода средств на «безопасный счет». В итоге эта история закончилась благополучно, деньги клиентки в сумме более 1 млн руб. были сохранены.

Позднее, в день окончания договора размещения денежных средств, женщина вновь посетила отделение банка — уже с благодарностью, выразив искреннюю признательность сотрудникам, которые помогли ей сберечь накопления.

— В текущей обстановке мы уделяем особое внимание противодействию мошенничеству, — говорит Гульназ Шамсеева, управляющий дополнительным офисом «Геленджикский». - И здесь далеко не последнюю роль играют собственная интуиция и профессиональный опыт. Мне, как руководителю, особенно приятно, что каждый из сотрудников банка отработал ситуацию, не пустил ее на самотек, приложил максимум усилий для предотвращения преступления.

Исполнительный директор макрорегиона Юг Банка Уралсиб Ирина Зуй подчеркнула, что борьба с мошенническими действиями и их профилактика в банке носят системный характер. Разработаны специальные регламенты, определен порядок действий в случаях, когда возникает хотя бы малейшее подозрение на мошенничество. И на совещаниях с сотрудниками, и во время встреч с клиентами этому вопросу уделяется большое внимание.
СОТРУДНИКИ БАНКА УРАЛСИБ РЕГУЛЯРНО ПОЛУЧАЮТ БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ ПИСЬМА И ГРАМОТЫ ОТ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЗА БДИТЕЛЬНОСТЬ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ МОШЕННИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ КЛИЕНТОВ.  НАПРИМЕР, ТОЛЬКО В ИЮНЕ БЫЛИ ОТМЕЧЕНЫ ПЯТЬ СОТРУДНИКОВ ИЗ УФЫ И ДВА — ИЗ АНАПЫ
Фото: Банк Уралсиб
Отговорили от получения кредита
Слаженные действия работников банка помогли предотвратить оформление потребительского кредита клиентке, находящейся под влиянием мошенников.

Инцидент произошел в дополнительном офисе «Нижегородский» Банка Уралсиб, куда она обратилась со стандартной заявкой — оформлением потребительского кредита на сумму 400 тыс. руб.

При общении главного клиентского менеджера Валентину Летову насторожило странное поведение женщины: она выглядела взволнованной и не интересовалась условиями оформляемого кредитного договора, настаивая на скорейшем завершении процедуры. О своих подозрениях Валентина сообщила управляющему офисом Дмитрию Задыраке и руководителю группы безопасности Алексею Сидорову.

Благодаря доверительной беседе с клиенткой сотрудники Уралсиба выяснили, что ранее мошенники путем обмана и запугивания уже один раз убедили ее оформить кредит в стороннем банке и перевести полученные кредитные деньги на «безопасный счет». На этом дело не закончилось. Продолжая активное психологическое давление, преступники заставили женщину обратиться за очередным получением кредита, теперь уже в Уралсиб, чтобы затем перевести эти деньги на подконтрольный мошенникам счет.

Избежать очередной потери крупной суммы клиентке помогли слаженные действия сотрудников Уралсиба. Им удалось убедить ее в том, что она находится под влиянием мошенников и нужно отказаться от оформления кредитной сделки.

— Главный клиентский менеджер нашего офиса Валентина Летова обратила внимание, что клиентка совсем не уточняет условия по кредиту, который собирается оформить, и заподозрила мошеннические действия. Расспросив клиентку, мы окончательно убедились, что она находится под влиянием мошенников. Конечно, в такой ситуации в выдаче кредита мы отказали, — пояснил Дмитрий Задырака.

О происшествии сообщили в правоохранительные органы, и пострадавшая подала заявление о ранее совершенных в отношении нее мошеннических действиях.

Не поддавайтесь на провокации

Банк Уралсиб призывает клиентов быть внимательными и не поддаваться на провокации: ни один сотрудник банка, энергокомпании или госоргана не просит перевести деньги или сообщить коды и пароли. Если вам поступил подозрительный звонок, не принимайте поспешных решений. В случае сомнений необходимо обратиться напрямую в офис банка или позвонить на его горячую линию.
Не дали перевести деньги на «безопасные счета»
В Уфе сотрудники Уралсиба предотвратили очередные два случая телефонного мошенничества.

В первом злоумышленники представились сотрудниками энергосбытовой компании и под предлогом замены счетчика выманили у клиентки код доступа, который пришел ей на телефон. Вскоре ей поступил звонок уже от лица, представившегося «сотрудником ФСБ». Женщину убедили, что ее деньги попали в руки мошенников и, чтобы избежать уголовного преследования, необходимо срочно перевести средства на «безопасный счет».

Злоумышленники, используя приемы психологического давления, заставили жертву снять с личных счетов все наличные средства и перевести на указанный преступниками счет. Накануне она уже сняла в банкоматах разных банков часть денег и перевела их, а теперь намеревалась перечислить мошенникам оставшуюся крупную сумму своих накоплений со счета в Уралсибе.

Однако при попытке перевода операция была своевременно заблокирована службой риск-мониторинга банка. После этого клиентка обратилась в отделение Уралсиба, где сотрудники службы безопасности объяснили, что она стала жертвой преступников. Женщина отказалась от перевода и позже обратилась в правоохранительные органы.

Достаточно типичен и второй случай: клиентке сообщили по телефону, что с ее счета якобы пытаются снять средства, и также предложили «спасти» накопления, переведя их на специальный «безопасный счет». Женщина пришла в отделение Уралсиба, чтобы сделать это. Характерное для жертвы мошенников поведение клиентки вызвало обеспокоенность у сотрудников, и в ситуацию оперативно вмешался начальник службы безопасности. Он провел доверительную беседу и убедил женщину, что она общается с мошенниками. Попытка хищения была своевременно пресечена.

— Благодаря регулярному обучению сотрудников и тесному взаимодействию с правоохранительными органами банк своевременно распознает угрозы и помогает клиентам защитить свои средства, — отметил начальник службы безопасности Банка Уралсиб в регионе Анфис Мугаттаров.

Сотрудники Банка Уралсиб неоднократно сталкиваются с подобными ситуациями во многих регионах страны и психологически всегда готовы к ним. Проявляя бдительность и профессионализм, они оперативно предотвращают мошенничество в отношении клиентов, эффективно распознавая преступные схемы. За это многие сотрудники были награждены правоохранительными органами.

Кроме того, банк активно проводит разъяснительную работу среди клиентов и населения, распространяя информацию о методах защиты от мошенничества через различные каналы коммуникаций.

Сценарии обмана

В последние три года вариативность способов мошенничества возросла. Если в 2022 году в среднем россияне сталкивались с тремя разными схемами обмана, то теперь их стало уже четыре. Средняя сумма финансовых потерь от действий мошенников составила 5 тыс. руб.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СХЕМЫ:

  • 73% — звонки под видом представителей «банка» или «правоохранительных органов»;
  • 62% — предложение заработать в интернете на так называемых инвестициях;
  • 54% — звонки или сообщения о подтверждении или об отмене банковских операций;
  • 52% — сообщения или электронные письма, содержащие вирусы или вредоносные ссылки.

Представители старшего поколения и работающие пенсионеры чаще сталкиваются со звонками из «банка» или «органов».

Молодых людей 25−34 лет и тех, кто в настоящее время не работает, больше атакуют мошенники, предлагающие заработать на инвестициях.

Источник: Опрос аналитического центра НАФИ и компании «Ингосстрах», май 2025 года


Читайте также