Финансовые вопросы были в центре обсуждений первого заседания Сената, которое посетила Екатерина II на пятый день своего правления.
Главная тенденция сдвигов в денежном обращении в XVIII веке нашла свое выражение в неуклонном возрастании роли медной монеты. Особенно масштабный характер передел меди приобрел в период правления Екатерины II. Медная монета до массовой эмиссии бумажных денег стала главным платежным средством внутри страны. При Екатерине II, кроме трех основных монетных дворов (Петербургского, Московского красного и Екатеринбургского), работали временные, открытые специально для чеканки только медных монет. Самыми крупными из них были Cестрорецкий (работал с 1757 по 1778 год), Таврический (работал в 1787—1788 годах), Аннинский (работал с 1789 по 1798 год) и Сузунский (работал с 1766 по 1847 год). Кроме них, существовал еще ряд дворов, снабжавшихся штемпелями, на которых настоящее место чеканки не обозначалось.
Такое количество монетных дворов требовалось для удовлетворения все возраставших потребностей в медной монете, которая в том числе служила обеспечением для ассигнаций после их введения. Но на первом месте стояли фискальные интересы. Передел меди приносил казне большую прибыль, чем передел серебра или золота, и был постоянным источником извлечения доходов из-за эксплуатации монетной регалии.